Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - феодосий игумен печерский

Феодосий игумен печерский

— преподобный, игумен печерский, был уроженец города Василева (ныне Васильков, уездный город в 35-ти верстах от Киева). Сведения о нем имеем из летописи и из жития его, написанного Нестором-летописцем вскоре после смерти Ф. в 1094 г. Житие это известно по рукописям от XII до XVI в. и написано, по некоторым известиям, со слов келаря Феодора, знавшего обстоятельства жизни преподобного со слов его матери. Ф. происходил из родовитой семьи, родился около 1008 года и в раннем детстве с родителями по приказанию князя переселился в Курск, где его отец был, вероятно, одним из тиунов у курского наместника. Здесь он начал учиться грамоте и пристрастился к чтению.

Так как литература того времени была преимущественно духовного содержания, то у Ф. рано стало проявляться религиозное настроение, развитию которого, вероятно, способствовал и его отец, так как Ф. впоследствии, в своем поучении "о вере латинской", вспоминает заветы отца — умереть за свою веру. Таким образом, еще в раннем возрасте Ф.

был проникнут религиозным духом. Со смертью отца, которого он лишился 13-ти лет, его религиозность еще усилилась. Узнав из книг или наслушавшись рассказов о святой земле, он захотел сам побывать в тех местах, где жил и действовал Спаситель, и уговорил каких-то богомольцев, отправляющихся туда, взять и его с собой.

Мать нагнала Ф. в дороге, жестоко избила его и заковала в цепи, чтобы он не мог бежать. Оставшись в Курске, Ф. вел самый скромный образ жизни, одевался в простые одежды, работал вместе с рабами, часто ходил в церковь; а так как иногда церковная служба не совершалась за отсутствием просфор, Ф. стал печь просфоры. Мать преследовала его и за это.

Тогда Ф. ушел в соседний город и поселился у священника, но мать опять нашла его и вернула домой. Юношу взял к себе властелин города (вероятно, княжеский наместник в Курске), позволив ему жить при своей домовой церкви, Ф. и тут продолжал свой аскетический образ жизни и наложил на себя оковы. Мать его, случайно узнав об этом, жестоко избила его.

Тогда Ф. решил бежать в Киев, чтобы поступить в один из тамошних монастырей. Дороги он не знал, однако с большим трудом все-таки добрался туда. В Киеве его не приняли ни в один из монастырей вследствие его бедности и, вероятно, крайней молодости. Тогда он пошел к Антонию, который после долгих предупреждений о трудностях монастырской жизни, видя непреклонность юноши, велел Никону постричь его; это было, по некоторым источникам, в 1032 году, на 24-м году от рождения. Тогда же ему было дано имя Феодосия. Мать только через 4 года узнала о местонахождении ее сына. Она приехала в Киев, добилась через Антония свидания с Ф., но не могла уговорить его вернуться домой, и, чтобы не разлучаться с ним, сама приняла монашество в монастыре св. Николая (на так называемой Аскольдовой могиле).

В 1054 г. Ф. был рукоположен в иеромонаха.

Мало-помалу число иноков увеличивалось, и обитель разрасталась. В 1056 году игуменом Варлаамом была построена над пещерой церковь во имя Богородицы, а в 1062 г. сооружен Ф. на близлежащей горе и монастырь с кельями. Братия из пещер переселилась в кельи, а монастырь стал называться Печерским, старейший из всех монастырей русских.

Сохранившиеся до настоящего времени пещеры иноков известны под именами Феодосиевых или Дальних пещер, в отличие от Ближних — Антониевых. Ф. превосходил других своим подвижничеством и неутомимостью в трудах: он всем служил, таскал дрова, носил воду. В монастыре все жили ручной работой и на вырученные деньги покупали себе муку, притом каждый должен был сам смолоть свою часть; когда кто-либо уставал, Ф.

молол за него. Он был неутомим также в церковной службе. Поэтому, когда в 1057 году Варлаам по желанию князя был переведен игуменом в монастырь св. Дмитрия, на его место Антоний назначил Ф., избранного всей братией, несмотря на то что тогда он был еще очень молод.

Приняв игуменство, Ф., по словам летописца, "поча имети воздержание и велико пощение и молитвы со слезами" и деятельно принялся за устроение монастыря. Он выказал в высшей степени талант устроителя и умел действовать на братию своим примером, а главное — своим нравственным влиянием. Получив от Варлаама монастырь с 20 чел. иноков, он "совокупляти нача многи черноризьцы" и в короткое время собрал в монастыре до 100 братий.

Так как прежние пещеры не могли вместить такого количества иноков, он выстроил большую церковь во имя Богородицы, недалеко от пещер, и построил новые кельи, обнес все оградой и переселился туда с братией. Для устроения общежития он "устави в монастыри своем, как пенья пети монастырские и поклон как держати и чтенья почитати, и стоянье в церкви, и весь ряд церковный, и на трапезе седанье, и что ести в кия дни, и все со уставлением", воспользовавшись для этого уставом греческого Студийского монастыря в Константинополе, славившегося своим подвижничеством и ревностью к православию во время иконоборства.

Устав этот был введен с некоторыми отступлениями от греческой практики. Он был строго общежительный, исключал все свое и особое и предполагал все общее, монастырское. Избраны были разные должностные лица, и все иноки разделены на четыре степени. Иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все имущество у братии должно было быть общее; время проводилось в непрестанных трудах, главное требование — беспрекословное подчинение воле игумена.

Последнее Ф. ставил выше поста и молитвы, выше воздержания и изнурения плоти. Всякое нарушение устава и воли игумена строго наказывалось. Строгий к другим в требовании исполнения устава, Ф. был беспощаден и к себе и подавал пример всей братии своей подвижнической деятельностью. Он надевал прямо на тело волосяную жесткую рубашку, а сверху худую свитку; никогда не мыл своего тела, а умывал одни руки; из-за бедной одежды его часто смешивали с простыми иноками, не подозревая, что он игумен.

Жил он в уединенной глухой пещере и часто уходил в нее на долгое время. Часто, проработав целый день, он не знал покоя и ночью; если спал, то только сидя; если же не спал, то молился, обходил кельи иноков, следя за исполнением монастырских правил, а иногда уходил в Киев и там проводил время у городских ворот в горячем споре с евреями, стараясь их убедить в превосходстве христианства над иудейством.

Важно для характеристики Ф. и то, что он хотя и вменял себе в обязанность борьбу с католичеством и иудейством, однако в несчастьях убеждал помогать своим ближним, независимо от их религии. Он устроил близ монастыря дом для странников, неимущих и убогих и на содержание его давал десятую часть монастырских доходов; кроме того, раз в неделю, по субботам, посылал хлебы в тюрьму заключенным.

Стекавшиеся приношения Ф. никогда не копил в монастыре, а раздавал неимущим. Он никогда не упускал случая помочь кому-нибудь своим советом или заступничеством перед князем или кем-нибудь из власть имущих, пользуясь тем влиянием, которое он имел. Преп. Ф. принадлежит честь правильной организации монашества на Руси, и он называется начальником общего монашеского жития в России.

Время монашества Ф. совпало со смутным временем на Руси, когда междоусобия князей были в полном разгаре. В эту эпоху духовенство имело важное значение, принимая деятельное участие в событиях, в примирении князей и в утишении народных волнений; так, Ф. печерский вместе с белгородским епископом Феодором были посредниками при заключении мира между великим князем Изяславом Ярославичем и князьями черниговскими.

Великий князь Изяслав был близким другом преп. Ф. Когда князь Изяслав был изгнан из Киева и лишен великокняжеского стола Святославом, Ф. порицал последнего и в своем послании уподоблял Святослава Каину, убившему Авеля, за что этот князь хотел сослать его в изгнание. Эта угроза не устрашила Ф., ответившего, что изгнание будет для него лучшей участью, а терять ему нечего.

Впоследствии, однако, он примирился со Святославом, хотя в своем монастыре всегда поминал на ектениях сперва Изяслава, как великого князя, а затем уже Святослава, в виде снисхождения.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое феодосий игумен печерский
Значение слова феодосий игумен печерский
Что означает феодосий игумен печерский
Толкование слова феодосий игумен печерский
Определение термина феодосий игумен печерский
feodosiy igumen pecherskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):