Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - феодосий суморин

Феодосий суморин

— преподобный тотемский; родился в городе Вологде в первой половине XVI века, во дни вел. князя Василия Ивановича (1505—1533 гг.). Родители его были люди благочестивые, по фамилии Суморины, но какого звания и состояния — неизвестно, так как фамилия Сумориных нигде более не встречается в древних актах. Отец его, Юлиан, старался воспитать сына в страхе Божием и дать ему редкое по тогдашнему времени образование посредством чтения церковных душеполезных книг, потому что книг другого содержания в то время еще не было в России. Воспитание при личном надзоре и попечении благочестивых родителей и при отличных природных способностях и прилежании отрока не замедлило принести свои плоды. Отрок по летам, Ф. казался мудрым и сдержанным, подобно старцу; не выходя из повиновения воле своих родителей, он стал думать только об угождении Богу и с каждым днем все более и более возгорался любовью к Нему. В XVI столетии окрестности гор. Вологды наполнены были иноческими обителями, прославленными их святыми основателями, и многие из вологжан, привлекаемые к монашеству не одним только стремлением угодить Богу и спасти свою душу, но нередко желанием избежать гражданских повинностей, тягостей и забот житейских и проводить дни свои в покое и довольстве, уходили в монастыри и постригались там. Юноша Ф., хотя и склонен был поступить в монашество, не последовал, однако, примеру таких людей; по настоянию родителей он вступил в брак и имел дочь по имени Марина. Несмотря, однако, на любовь к супруге и дочери, любовь к иночеству, к монашеской жизни не покидала его. Вскоре к этому представился удобный случай: родители его скончались и, отдавши им последний долг, он стал свободен. Усиленными просьбами он успел склонить родственников взять его дочь на попечение. Устроив судьбу своей дочери, он тотчас же решился оставить мир и, придя в Прилуцкий монастырь, стал просить у настоятеля иноческого пострижения, на что игумен охотно согласился, так как лично знал Ф. с прекрасной стороны. Поступив в монастырь, Ф. прошел все тяжелые монастырские послушания. Строгая, подвижническая жизнь и усердные труды не могли не обратить внимания на Ф. и не снискать ему всеобщей любви и уважения. Вследствие этого, как самый верный и надежный из всей братии, он был послан игуменом в Тотьму на соляной завод для присмотра за монастырскими варницами. Ф., полюбив пустынную Тотьму и найдя между жителями ее ревнителей иночества, решился основать здесь обитель; ему понравился высокий лес между двумя речками: Ковдой и Деньгой, впадающими в Сухону. Место это принадлежало Марье Григорьевне Истоминой; благочестивая вдова, узнав о желании Ф. устроить здесь монастырь, с радостью уступила ему свою землю. Получив благословение от игумена своего на благочестивое намерение, Ф. поставил на этом месте крест и выкопал себе пещеру. В 1554 г. он отправился с челобитной в Москву к царю и митрополиту с просьбой жителей Тотьмы дозволить основание новой обители близ Тотьмы. "В Тотьме и во всем Тотемском уезде, — писали жители, — нет ни одного монастыря; кто хотел бы при старости или при смерти принять пострижение, постричься негде. Старец Феодосий Суморин желает построить в Тотьме церковь и монастырь". 20 февраля Ф. получил жалованную несудимую грамоту, по которой царь дозволил ему строить храм и обитель на избранном им месте и освободил новый монастырь от суда тотемского наместника. Митрополит Макарий приказал ростовскому архиепископу Никандру, в ведении которого находилась тогда Тотьма, выдать Ф. грамоту на построение храма и обители и снабдить его всем необходимым для освящения церкви. На обратном пути из Москвы преподобный Ф. зашел в родную Прилуцкую обитель попросить благословения великого угодника Божия на свое предприятие и получил в благословение икону Божией Матери, известную поныне в обители его с именем "Суморинской" чудотворной иконы. Кроме своей обители, преподобный возобновил еще бывшую некогда в Тотемском уезде Ефремову пустынь. Прожив в Тотемской обители 15 лет и предвидя близость своей кончины, преп. Ф. созвал свою братию и приказал написать духовное завещание о том, как управлять монастырем после его смерти. Этот важный исторический документ, ясно представляющий тогдашнее состояние монастыря, сохранился доселе. В нем особенное внимание обращает на себя распоряжение преподобного о своем поминовении. Блаженная кончина преп. Ф. последовала в 1568 году, 28 января, при ростовском архиепископе Корнилии. Тело его с великой честью было погребено в созданном им монастыре. Над могилой его была положена каменная плита со следующей высеченной на ней надписью: "Лета 7076, месяца Ианнуария, 28 дня, преставился раб Божий строитель и начальник сей пустыни Феодосий Ульянов Суморин". Не прошло и сорока лет со времени его кончины, как у гроба его начались исцеления. Слепые прозревали, хромые ходили, глухие слышали. Преподобный являлся многим во сне, вразумлял и исцелял их. Одному диакону гор. Тотьмы, который пять суток от боли в ногах был в беспамятстве, он сказал во сне: "Воздай хвалу Богу в страдании твоем, ибо все нам бывает на пользу; одни только грехи на пагубу, они убивают душу. Молись прежде об исцелении души твоей, и будет здраво тело". И диакон получил исцеление. Одной женщине, страдавшей головной болью и непонятным унынием, он явился во сне и сказал: "Не изнемогай в уповании и молитве к Богу". И болящая стала здорова и бодра духом. Видя все эти чудесные исцеления от гроба преп. Ф., игумен Спасо-Суморина монастыря Галактион (1626—1633) просил одного тотемского иконописца, Якова Попова, написать образ преподобного, что тот и исполнил в 1626 г., изобразив лик преп. Ф. по рассказам столетнего старца Козьмы Любовцова, который очень хорошо помнил его в живых. В 1635 г. написан был другой образ, в большем виде, и положен на самой гробнице, над которой устроена была и сень. В 1659 г. пожар истребил помост и решетку близ самой раки; а рака с сенью, иконами и покровами осталась невредимой. В 1729 г. сочинена была служба на день преставления преподобного Ф., и братия совершала по ней празднование основателю обители. В 1798 г. мы находим сведения об установлении этого местного празднования в указе св. Синода, содержащем объявление об открытии его мощей. А именно в указе читаем: "Преподобного Феодосия Суморина, по происходящим чудотворениям, вся Тотемская округа и другие окрестные места издавна почитают святым и изображают на иконах, почему и служба на память преставления его на 28 число генваря еще в 1729 г. сочинена, и по ней отправлялись ему в том Суморине монастыре молебства". В 1796 г., при копании рва под фундаментом новой церкви, обретены были нетленными мощи преп. Ф. После троекратного свидетельствования мощей в продолжение 1796—1798 гг. св. Синод, по докладу императору Павлу и по его повелению, сделал повсеместное оглашение в государстве (посредством указа своего от 20 сентября 1798 г.) о явлении мощей, для всенародного сведения. Что же касается до празднования Феодосию после открытия мощей, то в указе говорится, что быть "празднованию по прежнему тамошнему установлению, что празднование сему новоявленному чудотворцу, установленное издавна, совершать на память преставления его генваря 28 дня". Указ не совершенно ясен, но как будто должно понимать его так, что он не установляет общецерковного празднования Ф., а только подтверждает уже прежде установленное местное празднование.

Верюжский, "Историч. сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии", 1880 г., Вологда. — Его же, "Преп. Феодосий Тотемскии, Вологодский чудотворец" Изд. 1883 и 1889 гг. — Архим. Игнатий, "Краткие жизнеописания русских святых". — Е. Голубинский, "История канонизации святых в русской церкви". — Архим. Нафанаил, "Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря преподобного Феодосия". — Муравьев, "Жития святых", сентябрь, стр. 399. — Патерик. Жития святых. — Дестинус, "Жития святых". — Стихи, сочиненные по случаю обретения св. мощей преп. Феодосия, Тотемского чудотворца, П. Соловьева, СПб., 1798 г. — См. у Гаврилова в кн. "Очерк истории СПб. Синодальной типографии", вып. I, СПб., 1911 г. — Дела Архива Св. Синода. — П. Савваитов, "Описание Тотемского Спасо-Суморина монастиря", СПб., 1860.

Федотов.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое феодосий суморин
Значение слова феодосий суморин
Что означает феодосий суморин
Толкование слова феодосий суморин
Определение термина феодосий суморин
feodosiy sumorin это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):