Большая биографическая энциклопедия - феоктист мочульский
Феоктист мочульский
(в миру Иван) — архиепископ белгородский и курский. Родился в 1729 г. в дворянской семье в Заднепровской Украйне, принадлежавшей тогда польскому королевству, скончался 30 апреля 1818 г. Образование Ф. получил в переяславской семинарии и в Киевской академии, где и постригся в монашество. В 1761 г. он вызван был в С.-Петербург в сухопутный кадетский корпус на должность законоучителя, каковую занимал 6 лет. Затем он был возведен в сан архимандрита и преемственно в течение 17-ти лет настоятельствовал в монастырях: в 1767—68 гг. в Петропавловском глуховском, в 1768 г. в Рождество-Богородицком гамалеевском, в 1769—1775 гг. в Киево-Михайловском Златоверхом, в 1775—1776 гг. в ростовском Яковлевском и в 1776—79 гг. в полтавском Крестовоздвиженском; 4 сентября 1779 г. он был уволен, а 4 марта 1781 г. назначен настоятелем Макариева колязинского монастыря, откуда 7 января 1784 г. хиротонисан в епископа севского и брянского, викария московской епархии. 9 февраля 1787 г. он был перемещен в Белгород, и севская епархия прекратила существование; при нем же и белгородская епархия 16 октября 1799 г. переименована была в курскую, где он и остался до самой кончины. 15 сентября 1801 г. Ф. был возведен в сан архиепископа. После учреждения в 1775 г. славянской и херсонской епархии и назначения в нее архиепископа грека Евгения Булгари, архим. Ф., как знаток греческого языка, был назначен к нему коадъютором, помогал ему в заведовании епархиальными делами и в сношениях с паствой. В севской епархии преосв. Ф. заботился о благоустройстве духовных школ — при нем, между прочим, открыт был в духовной семинарии богословский класс. В печати имеется сочинение — "Торжество севских муз", в котором описаны бывшие в семинарии торжества по разным случаям. Белгородско-курская обширная епархия представляла собой широкое поле для деятельности. Главное внимание преосвященным было обращено и здесь на образование духовного юношества. Сначала заботы преосв. Ф. были направлены на увеличение материальных средств и улучшение учебно-воспитательного дела в харьковском коллегиуме, этом высшем учебном заведении в белгородской епархии. Известно его "Наставление, как обучать детей" (Хар., 1807 г.). Предписывая преподавать физику, естественную историю геометрию и механику, "для общежития необходимые науки", он говорил, что стыдно в семинарии не обучать тому, чему обучают в народных училищах. От учеников, как будущих священнослужителей, он требовал знания катехизиса, уменья составлять и произносить поучения, петь и отправлять богослужение по уставу. "Невежа или ленивец иерей, — говорил он, — прихожан своих не утверждающий в вере и законе, — не вождь ли слепой слепцам!" Ф. устроил для учеников богословского класса изъяснение евангелия и катехизиса; сам составил "Самократчайшие о логике и риторике правила", замечая, что "отрокам и юношам излишние правила, как слабому желудку излишняя пища". Затем через постепенное расширение славяно-латинской белгородской школы им была учреждена белгородская — ныне курская духовная семинария. Это учреждение было любимым его детищем: он ежедневно посещал в нем классы, составлял учебный план для всех классов, инструкцию инспекторам (Хар., 1807 г.) и написал много учебников, как, например: "Драхма от сокровища божественных писаний" (M., 1809 г.); "Словеснословие и песнопение, т. е. грамматика, логика, риторика и поэзия" (M., 1790 г.); "Краткая логика и риторика для учащихся в российских духовных училищах" (M., 1803 г.); то же — для дворян (M., 1789 г.); "Опыт герменевтического объяснения о Пасхалии по неисходному Индикту" (М., 1799 г.); "Краткое объяснение церковного устава" (М., 1800 г.); "Краткие правила ирмолойного пения" (М., 1800 г.); "Сокращение нравственной Дергамовой физики и астрономии" (M., 1797 г.); "О божественности христианского учения" (М., 1801 г.). Это — первые учебники для семинаристов на русском языке. Ясно, что автор их был выдающийся педагог-писатель и даже ученый своего времени. Преосвящ. Ф. был почетным членом Харьковского университета и членом Академии Наук. Сам работая без устали, он заставлял работать и семинарских учителей: около 1800 г. он организовал кружок ученых мужей, в котором переводились сочинения св. Амвросия Медиоланского, составлена была "История белгородской семинарии" (М., 1805 г.) и др. Он построил для семинарии каменный двухэтажный корпус, в котором она и помещалась до 1883 г., т. е. до перевода ее в Курск. Сочинения свои он исправлял и дополнял; так, он в 1801 г. переиздал "Краткие правила ирмолайного пения" и прибавил трактат о внешнем богослужении или обрядах церк.; в 1806 г. вновь напечатал под заглавием "Четверочастный дар юным Курской епархии священно-церковнослужительским детям", причем присовокупил "Историческое прибавление о Белгороде, Белгородской епархии, о тамошних всех архиереях и о Белогородской семинарии". Наконец, ему же принадлежит честь открытия и устройства низших духовных училищ в Курске, Старом Осколе, Обояни, Путивле, Рыльске, Короче, Щиграх, Фатеже, Судже, Хотмыжке, в слободах Борисовке и Тамаровке и в селах Юрьевке и Успенском Льговского уезда; он издал программу преподавания в них учебных предметов, под заглавием: "Сокращение детской энциклопедии и самократчайшие правила латинской грамматики" (М., 1808 г. и Харьков, 1815 г.). Это был поистине просветитель Курского края. Он заботился и о том, чтобы светское общество знало и ценило духовные школы; для этого он устраивал публичные училищные акты, диспуты и всевозможные церемонии по разным случаям с произнесением поставленных на известный предмет речей и од, посвященных разным лицам, даже императору. Встречи с приветствиями и речами устраивались в духовно-учебных заведениях и самому архиепископу, Ф. был не только ревностнейшим сотрудником в делах Библейского Общества, собирая в пользу его значительные пожертвования, но и у себя в Курске в 1817 г. открыл Библейское Общество. Проявляя такие усиленные заботы о просвещении вверенной ему паствы, он в священнослужители рукополагал только достойных, лично экзаменовал ставленников и вразумлял их насчет обязанностей священнослужения (правильность ведения метрических книг) и образа жизни. Он издал "Пастырское увещание", в котором обращает внимание на некоторые недостатки в говоре и произношении священниками проповедей, для цензуры которых назначены были в каждом городе особые лица. Заботился он и о поднятии нравственного уровня как белого, так и черного монашествующего духовенства. Наблюдал за правильностью консисторского делопроизводства и консисторских определений; редкое из дел, производившихся в консистории, оставалось без его замечаний, имевших по временам характер внушительных наставлений. Преосв. Ф. известен и как проповедник, издавший слова: по случаю рождения вел. кн. Александра 24 ноября 1778 г. (СПб., 1779 г.) и о примирении с Богом, совестью и ближним (М., 1796 г.). Немало потрудился он и в деле присоединения к православной церкви сектантов — старообрядцев и духоборов, а также и иноверных; посылал им свои архипастырские "Увещания" и издал против них особое сочинение — "Рассуждение о божественности христианского учения". Живая и многосторонняя деятельность утомляла архиеп. Ф., и с 1810 г. он стал хворать и выражал желание удалиться на покой в обоянский монастырь, но был удержан на епархии до самой кончины; только четыре последних месяца его жизни епархиальные дела вместо него ведал харьковский епископ Павел.
"Учено-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской духовной академии", Киев, 1911 г., вып. VIII, стр. 15—128. — А. С. Лебедев, "Белгородские архиереи", Харьков, 1902, стр. 225—286 (с портретом). — Дело Ком. Дух. Учил., 1809 г., № 167. — Дела Архива Св. Синода. — Аскоченский, "Киев с древним его училищем — Академией", ч. II, Киев, 1866 г. — Петров, "Акты и документы к истории Киевской академии", т. II, К., 1906 г. — Митр. Евгений, "Словарь Исторический". — Архиеп. Филарет, "Обзор духовной литературы". — Геннади, "Справ. словарь русских писателей и ученых".
К. Здр—в.
{Половцов}
Феоктист Мочульский
(1732—1818) — архиепископ курский и белоградский. Образование получил в киевской академии. Был законоучителем спб. кадетского сухопутного корпуса, настоятелем нескольких монастырей; в 1784 г. хиротонисан в епископа севской и брянской епархии, в 1787 г. назначен на белоградскую архиерейскую кафедру. Составил несколько учебников: "Краткая логика и риторика для учащихся в российских духовных училищах" (M., 1803); "Опыт герменевтического объяснения о пасхалии по неисходному индиктиону" (М., 1799); "Сокращение нравственной Дергамовой физики и астрономии" (М., 1797); "Краткие правила ирмолойного пения" (М., 1800; в 1806 г. издано вторично под загл. "Четверочастный дар юным Курской епархии священноцерковно-служительским детям"); "Краткое объяснение церковного устава" (1800). Кроме того, Ф. составил программу для начальных школ, под загл. "Сокращение детской энциклопедии и самократчайшие правила латинской грамматики" (Харьков, 1815), а для облегчения и руководства духовенства в деле домашнего обучения своих детей — учебник под заглавием "Наставления для священно-церковно-служителей курской епархии, как им обучать детей в домах своих" (Харьков, 1807). Разбору и обличению духоборчества Ф. посвятил сочинение "Рассуждение о божественности христианского учения" (М., 1801). См. Ф. Титов, "Феоктист Мочульский, архиепископ курский" ("Труды Kиевской Дух. Академии", 1894, кн. I и II).
{Брокгауз}
Феоктист Мочульский
(Иван) — архиепископ Курский и Белгородский.
Родился в 1729 году в Заднепровской Украине в дворянской семье.
Образование получил в Переяславской духовной семинарии, затем в Киевской духовной академии, где пострижен в монашество и, вероятно, рукоположен во иеромонаха.
В 1761 году вызван в Санкт-Петербург в сухопутный корпус на должность законоучителя, которую занимал в течение шести лет.
Возведенный в сан архимандрита, в течение семнадцати лет настоятельствовал в монастырях: с 1767 года — в Петропавловском Глуховском Черниговской епархии; с 1768 года — в Рождество-Богородицком Гамалеевском Черниговской епархии; с 1769 года — в Киево-Михайловском Златоверхом Киевской епархии;
с 16 июля 1775 года — в Ростовском Яковлевском Ярославской епархии.
После учреждения в 1775 году Славянской и Херсонской епархии и назначения в нее архиепископа Евгения (Булгариса; † 1806) архимандрит Феоктист, как знаток греческого языка, был определен коадъютором владыки и помогал ему управлять епархией.
С 28 июля 1776 года — настоятель Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, а 4 марта 1779 года уволен из этого монастыря.
4 марта 1781 года назначен настоятелем Макариева Калязинского монастыря Тверской епархии.
7 января 1784 года хиротонисан во епископа Севского и Орловского, викария Московской епархии.
9 февраля 1787 года переведен на Белгородскую кафедру, так как Севская епархия выделилась в самостоятельную, Орловскую и Севскую.
С 16 октября 1799 года в связи с переименованием Белгородской епархии в Курскую стал именоваться Курским и Белгородским.
15 сентября 1801 года возведен в сан архиепископа.
Скончался 30 апреля 1818 года на 90—м году жизни.
Погребен в Троицком соборе города Белгорода.
Преосвященный Феоктист — выдающийся иерарх Русской Православной Церкви. Ему принадлежит честь открытия и устройства низших духовных училищ в Курске, Старом Осколе, Обояни, Путивле, Рыльске, Короче, Щиграх, Фатеже, Судже, Хотмыже, в слободах Борисовке и Тамаровке и в селах Юрьевке и Успенском Льговского уезда. Главное внимание преосвященный обращал на духовное образование юношества, на улучшение учебно-воспитательного дела. Им была учреждена Белгородская, впоследствии Курская духовная семинария — любимое его детище. Это был поистине просветитель Курского края. Он заботился о том, чтобы светское общество знало и ценило духовные школы. Для этого он устраивал публичные училищные акты, диспуты и всевозможные церемонии. Преосвященный Феоктист написал много учебников. Он был выдающимся педагогом-писателем и даже ученым своего времени.
С 1810 года преосвященный Феоктист начал болеть и выражал желание удалиться на покой в Обоянский монастырь, но прошение его не было одобрено, и он оставался на епархии до самой кончины.
С 1815 года архиепископ Феоктист был избран почетным членом Харьковского университета и членом Академии наук.
В 1817 году владыка Феоктист открыл в Курске Библейское общество и был его вице-президентом.
Заботился преосвященный Феоктист и о поднятии нравственного уровня духовенства. Наблюдал за правильностью консисторского делопроизводства и консисторских определений.
Известен преосвященный Феоктист и как проповедник.
Около 1800 года владыкой Феоктистом был организован кружок ученых мужей, которые занимались переводом сочинений святителя Амвросия Медиоланского. Преосвященный Феоктист вел миссионерскую работу среди духоборов, много приложил усилий в деле присоединения к Православной Церкви сектантов, а также иноверных.
Труды:
Наставление как обучать детей. — Харьков, 1807.
Самократчайшие о логике и риторике правила. Драхма от сокровища божественных писаний. — М., 1809.
Словеснословие и песнопение, т. е. грамматика, логика, риторика и поэзия. — М., 1790. Краткая логика и риторика для учащихся в российских духовных училищах. — М., 1803. Краткая логика и риторика для дворян. — М., 1789.
Опыт герменевтического объяснения о Пасхалии по неисходному Индикту. — М., 1799. Краткое объяснение церковного устава. — М., 1800.
Краткие правила ирмолойного пения. — М., 1800.
Сокращение нравственной Дергамовой физики и астрономии. — М., 1797. Рассуждение о божественности христианского учения. — М., 1801.
Увещания (труды в деле присоединения к Православной Церкви сектантов). Сокращение детской энциклопедии и самократчайшие правила латинской граматики. — Харьков, 1815.
Наставления для священно-церковнослужителей Курской епархии, как им обучать детей в домах своих. — Харьков, 1807.
Литература: