Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - филофей инок спасо-елеазарова монастыря

Филофей инок спасо-елеазарова монастыря

— инок Спасо-Елеазарова монастыря, духовный писатель первой половины XVI в. С именем Филофея соединяются следующие литературные произведения: три письма псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мунехину, письмо "некоему вельможе, в мире живущему", письмо великому князю Василию Ивановичу и письмо царю Ивану Васильевичу Грозному; принадлежность других произведений, приписываемых ему некоторыми исследователями, находится под сомнением. Из несомненно составленных Ф. сочинений первым по времени написания можно считать письмо великому князю Василию Ивановичу; по некоторым соображениям оно относится к 1514—1521 гг. Вслед за ним, во время морового поветрия во Пскове (1521—1522), было написано письмо к дьяку М. Г. Мунехину. Третьим по времени произведением Ф. считается письмо к тому же Мунехину об астрологии, написанное по вызову Мунехина для опровержения предсказания знаменитого Николая Немчина о долженствовавшем произойти в 1524 г. великом перевороте. Около того же времени было написано письмо к вельможе, в мире живущему, которое затрогивает и осуждает веру в астрологию, и третье письмо к Мунехину, дающее повод предполагать существование оживленной переписки между этим дьяком и старцем Ф. Наконец, последнее из известных произведений Ф. — письмо к Грозному — написано, надо думать, не ранее 1547 г.; это можно вывести из того, что царю дано в письме наименование "освященная глава", что, вероятно, следует понимать, как венчанный на царство (венчание имело место в январе 1547 г.). — По скромному признанию автора (в письме к Мунехину о звездочестве) он был "человек сельский", учился лишь азбуке, не знал "еллинских борзостей", не читал "риторских астрономий" и не рассуждал с "мудрыми философами". Ф., действительно, как писатель не представляет собою ничего выдающегося; и в содержании, и в форме его произведений мало разнообразия, много повторений, иногда дословных. Тем не менее он представляет интерес, как тип человека, проникнутого взглядами своего времени, писателя начитанного в Св. Писании, знакомого с произведениями апокрифического содержания. Основной темой сочинений Ф. было развитие идеи о богоизбранности России, о ее назначении служить оплотом православия и благочестия в замен павших Рима и Византии; старый Рим пал и "болит неисцельно", по словам Ф., неверием ереси Аполинария, второй Рим погиб под секирами внуков Агари, настало царство третьего Рима — Москвы с ее соборным храмом Успения, сменившим св. Софию цареградскую; Москва — это последний Рим ("четвертому не быти") и царство московского князя — последнее христианское царство, в которое должны сойтись все христианские царства. Эта идея о византийском преемстве Москвы получила распространение в России со второй половины XV в. и в общем не представляет ничего нового; но проведение ее в письмах Ф. интересно в том отношении, что автор писем не был москвич, прожив свою жизнь близ Пскова (Елеазаров монастырь находится в 28 верстах от Пскова), и любил этот вечевой город, только что перед тем испытавший на себе тяжелую руку московской власти; тем не менее и он сроднился с представлением о Москве, как о преемнице Рима и Византии. Вторым предметом сочинений Ф. было требование различных усовершенствований во внутренней жизни современной России: если России достался жребий быть представительницей православия, говорится в посланиях Ф., ее правители должны на деле поддерживать эту религию во всей ее чистоте, должны искоренить ереси, исправить заблуждения, позаботиться о церквах, монастырях, очистить народ от пороков и в особенности от содомского греха — "горького плевела", распространившегося не только среди мирян, но и среди других, о которых не следует говорить ("о них же помолчу"). Третьим предметом писем Ф. были нужды Пскова; о них говорится открыто в первом письме к Мунехину и намеками в письме к великому князю Василию Ивановичу. Сочинения Ф., надо думать, были в почете у людей XVI — XVII вв.; по крайней мере выдержки из них иногда с обозначением автора, иногда без указания его имени, приводятся не раз в сочинениях других писателей, в особенности раскольников — попа Аввакума, Никиты Пустосвята, попа Лазаря, дьякона Федора, инока Авраамия и др. (ср. также послание протопопа Терентия к Лжедимитрию). — В дополнение к сведениям о Ф. следует прибавить, что приблизительно в его время в Спасо-Елеазаровом монастыре был игумен Филофей, который, как видно из жития св. Евфросина, присутствовал при чуде, совершившемся над гробом Евфросина; этот Филофей занял должность игумена после 1514 г. (в 1514 г. был еще жив игумен Нифонт) и игуменствовал до 1547 г. (в 1547 г. есть упоминание об игумене Феодосии). Очень может быть, что игумен Филофей и знаменитый старец — автор посланий — одно и то же лицо; доказательством противного является то обстоятельство, что письмо Ф. к Грозному было написано только после января 1547 г. и, кроме того, что во всех списках его произведений он назван просто старцем, а не игуменом.

Калайдович и Строев: "Обстоятельное описание славяно-российских рукописей… графа Ф. А. Толстова" (1825), т. I, отд. 2, стр. 361, 439, 476, 534. — Митр. Евгений: "Словарь истор. о бывших в России писателях духовного чина…" (1827), ч. 2. — "Дополнения к актам историч., собр. и изд. Археогр. комис.", 1846, т. I, ст. 20—21. — Строев: "Рукописи слав. и русс., принадлежащие… Царскому" (1848), ст. 75, 273, 484, 501, 575, 576, 593. — "Послание Филофея… к дьяку Михаилу Мунехину" ("Правосл. собес.", 1861, 2, ст. 78—96). — "Послание старца… Филофея к вел. кн. Василию Ивановичу" (ibid., 1863, 1, ст. 337—348). — "Памятники старинной русс. литер., изд. гр. Кушелевым-Безбородко", т. 4 (1862), ст. 597. — Николаевский: "Русская проповедь в XV и XVI веках" ("Журнал мин. нар. просв.", 1862). — "Описание славян. рукоп. библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры", т. 3 (1879), ст. 240. — Митр. Макарий: "История русской церкви", т. 7 (1874). — Бычков: "Описание церковно-слав. и русс. рукописных сборников Имп. публ. библ." (1882), ст. 12, 66, 391, 892, 403, 522. — Строев: "Библиологический словарь" (1882). — Жмакин: "Один из литературных памятников ХVI века" ("Журн. мин. нар. просв.", 1882, № 6). "Описание рукописей Соловецкого монастыря" (1885), ч. 2. — Арх. Леонид: "Сведение о славян. рукоп., поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой лавры в библиотеку Троицкой дух. семин. в 1747 г. (1887), в. 2, ст. 187, 349. — Малинин: "Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послание к царю и вел. кн. Ивану Васильевичу" ("Труды Киевской Дух. Ак.", 1888, № 5; здесь указаны др. источники для биограф. Филофея). — Титов: "Рукописи слав. и рус. принадлежащие И. А. Вахрамееву" (1888), т. 1, ст. 99. — Викторов: "Описи рукописных собраний в книгохранилищах сев. России" (1890), ст. 75, 49. — Петров: "Описание рукописных собраний, находящихся в Киеве" (1891), в. 1, ст. 119. — Отчет Имп. публ. библ. за 1890 г., ст. 16, 18—20. — Родосский: "Описание 432-х рукописей, принадлежащих СПб. дух. акад." (1894), ст. 77, 384, 390. — Пыпин: "Итоги Московского царства" ("Вестник Европы", 1894, № 8).

Вс. С — ий.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое филофей инок спасо-елеазарова монастыря
Значение слова филофей инок спасо-елеазарова монастыря
Что означает филофей инок спасо-елеазарова монастыря
Толкование слова филофей инок спасо-елеазарова монастыря
Определение термина филофей инок спасо-елеазарова монастыря
filofey inok spasoeleazarova monastyrya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):