Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - филофей успенский

Филофей успенский

(до пострижения Тимофей Григорьевич) — митрополит киевский, род. 15 янв. 1808 г. в селе Закобякине Даниловского уезда, Ярославской губернии, где отец его был диаконом, умер 29 янв. 1882 г. Получив начальное и среднее образование в родной епархии, он в 1828 г. из ярославской духовной семинарии поступил, для довершения своего образования, в Московскую духовную академию, где в 1832 г. окончил курс первым магистром. Как лучший воспитанник, он тогда же был оставлен при академии в звании бакалавра церковной словесности и 13 ноября того же года пострижен в монашество, а в 1833 г. перемещен в класс богословских наук, с поручением преподавать герменевтику и библейскую историю. В том же 1833 г. он получил звание соборного иеромонаха и действительного члена конференции. В 1838 г. Ф. был назначен инспектором академии и в том же году переведен на ту же должность в С.-Петербургскую духовную академию, с обязанностью преподавать нравственное и пастырское богословие. Занимая это место, Ф. в 1839 г. был возведен в сан архимандрита. В 1842 г. он был перемещен в Харьков на должность ректора тамошней духовной семинарии, но в том же году, по рекомендации митроп. московского Филарета, назначен ректором Вифанской духовной семинарии, а в 1847 г. — московской. В 1849 г., 18 декабря, он был хиротонисан во епископа дмитровского, викария московской митрополии. Вполне освоившись в делах епархиального управления под руководством митроп. Филарета, Ф. в 1853 г. назначен был на самостоятельную кафедру в Кострому, причем в 1856 г., вместе с другими иерархами русской церкви, принимал участие в священном короновании императора Александра Николаевича и императрицы Марии Александровны и по сему случаю получил украшенную драгоценными камнями панагию. В 1857 г. Ф. был перемещен на старейшую кафедру, в Тверь и, вызванный в 1859 г. в Петербург, присутствовал в Св. Синоде почти непрерывно до июня 1868 г. за исключением лишь нескольких летних месяцев, когда был увольняем из Петербурга для устроения дел своей епархии. На тверской кафедре Ф. 23 апр. 1861 г. был пожалован саном архиепископа. Благодаря высоким личным и архипастырским достоинствам и заслугам и особенно строго подвижнической жизни, Ф. 15 мая 1876 г., по смерти митроп. Арсения, был возведен в сан митроп. киевского и галицкого, с званием священноархимандрита Киево-Печерской лавры и члена Св. Синода. В этом высоком сане, удостоенный за ревностное служение многих Высочайших наград, из коих последнею был орден св. Владимира 1 ст., Ф. умер 74-х лет от роду, вследствие крайнего потрясения нервной системы и всего организма при известии о страшном событии цареубийства 1 марта 1881 г. Митроп. Ф. не был учено-литературным деятелем, хотя бесспорно и был человеком высокого ума и широкого образования. Кроме немногих проповедей, нам известно только одно его печатное произведение, кратко, но точно и основательно изложенная магистерская диссертация, под заглавием: "О достоинстве человека, раскрытом и утвержденном христианскою религиею" (Москва, 1832). Он не любил, по глубокому смирению, высказываться печатно, а потому и не печатал своих проповедей, как и вообще не любил много говорить. Совершеннейший аскет по жизни, он отнюдь не вменял другим строгого аскетизма в непременную обязанность, считая его делом добровольного избрания и подвига. Это особенно видно было в его управлении Киево-Печерскою лаврою. Всегда сосредоточенный и замкнутый в себе, он был доступен всем, искавшим его благословения или нуждавшимся в нем почему бы то ни было, и никогда не заставлял себя ждать, когда докладывали ему о приходе того или другого из желавших видеть его посетителей; при этом никогда не видно было раздражения или гнева на лице святителя, а всегда спокойный взор и готовность служить другим. Но всего выше была в нем его святая жизнь. Везде и всегда он жил келейною, уединенною жизнью, преимущественно сосредоточенною на подвиге молитвы, внутреннего самоиспытания и духовного усовершения.

Полной биографии митроп. Ф. еще нет. Краткие же сообщения о жизни и деятельности его были помещены в разных повременных изданиях частию за 1876 г., при назначении его в митрополиты киевские, как, например, в "Дух. беседе", № 21, — в "Церковном вест.", № 54, — в "Моск. ведом.", № 130, — в "Тверских губ. ведом.", № 52, частию за 1882 г., при вести о кончине его; сюда относятся: "Моск. церков. ведом.", № 6 и 8; — "Моск. ведом.", № 35; — "Православ. Обозрение", т. I, кн. 2; — "Душеполез. чтение", ч. I, кн. 4 и нек. др. — См. также: "Чтения в Обществе истории и древн.", 1874 г., кн. I, — С. К. Смирнов: "История Моск. дух. академии", Москва 1879. — Д. Д. Языков: "Писатели, умершие в 1882 году". — "Русск. арх.", 1889, т. III. — Более подробные и обстоятельные сведения о Ф. можно найти в следующих изданиях: "Воспоминания" А. Ковалевского, помещенные в "Душепол. чтении", 1833, ч. II, кн. 6, стр. 154—191. — "Ярославск. епарх. ведом.", 1882, кн. XXIII, стр. 70, 158, 1883, кн. XXIV, стр. 192. — "Киевские епарх. ведом.", 1882, № 3, и особенно "Тверские епарх. ведом.", 1882, № 5—8, 16, 17, 19, 20 и 22, 1883, № 13 и 14, 1884, № 13, 14 и 18. В "Воспоминаниях" Ковалевского и в "Твер. епарх. ведом." за 1882 г., № 16 и 19, напечатаны и некоторые письма Ф.

И. Корсунский.

{Половцов}



Филофей Успенский

(в миру Тимофей Григорьевич, 1808—1882) — митрополит киевский и галицкий, сын причетника Ярославской губернии, магистр Московской духовной академии; был инспектором СПб. духовной академии, затем ректором семинарий харьковской, вифанской и московской. Рукоположенный в 1849 г. во епископа дмитровского, Ф. в 1853 г. был назначен епископом костромским, в 1857 г. перемещен в Тверь, в 1876 г. возведен в сан митрополита киевского. Из печатных трудов Ф., кроме проповедей, печатавшихся в местных епархиальных ведомостях, известны магистерская диссертация его "О достоинстве человека, раскрытом и утвержденном христианской религией" (М., 1832) и "Письма к протоиерею Ф. А. Голубинскому", напечатанные в "Прибавлениях к Творениям св. отцов" (1887, ч. XL, кн. 4). Ср. К. Д. Головщиков, "Архиереи из питомцев Ярославской духовной семинарии" (Ярославль, 1893); прот. И. Сырцов, "Архипастыри Костромской епархии за 150 лет ее существования, 1745—1898" (Кострома, 1898); "Воспоминания" А. Ковалевского, напечатанные в "Душеполезном чтении" (1883, ч. II, кн. 6; стр. 154—191); "Тверские епархиальные ведомости" (1882, №№ 5—8, 16, 17, 19, 20 и 22; 1883, №№ 13 и 14; 1884, №№ 13, 14 и 18).

{Брокгауз}



Филофей Успенский

(Тимофей Григорьевич) — митрополит Киевский и Галицкий.

Родился 15 января 1808 года в селе Закобякине Ярославской губернии в семье причетника.

Первоначально учился в Ярославской духовной семинарии.

В 1828 году поступил в Московскую духовную академию.

19 августа 1832 года окончил академию первым магистром и как лучший ученик оставлен в ней бакалавром по предмету церковной словесности.

В том же году 13 ноября пострижен в монашество; 19 ноября рукоположен во иеродиакона; 20 ноября — во иеромонаха.

В 1833 году переведен в класс богословских наук. Получил звание соборного иеромонаха и действительного члена академической конференции.

18 августа 1838 года переведен бакалавром в Санкт-Петербургскую духовную академию по предмету нравственного и пастырского богословия и исполняющим должность инспектора.

30 мая 1839 года возведен в сан архимандрита и 30 октября назначен инспектором Санкт-Петербургской академии.

С 24 мая 1842 года — ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии.

1 июля 1842 года переведен ректором Харьковской духовной семинарии и управляющим Куряжским Старо-Харьковским монастырем. Но, по рекомендации митрополита Московского Филарета (Дроздова; 11867, память 19 ноября/2 декабря), 28 сентября назначен ректором Вифанской духовной семинарии.

С 24 декабря 1845 года — управляющий Московским Златоустовским монастырем.

С14 марта 1847 года — ректор Московской духовной семинарии, а с 22 мая того же года — настоятель Московского Высокопетровского монастыря.

18 декабря 1849 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии.

19 августа 1853 года назначен епископом Костромским и Галичским.

В 1855 году вместе с другими иерархами принимал участие в короновании императора Александра II Николаевича и императрицы Марии Александровны, при этом получил в дар панагию, украшенную драгоценными камнями.

15 февраля 1857 года переведен на старейшую кафедру в Тверь.

В 1859 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде, где был почти непрерывно до 1868 года, за исключением нескольких летних месяцев, когда был увольняем для устроения дел епархии.

23 апреля 1861 года возведен в сан архиепископа.

5 мая 1876 года, по смерти митрополита Киевского Арсения (Москвина; † 1876), за высокие личные и архипастырские достоинства и особенно строгую подвижническую жизнь возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого со званием священноархимандрита Киево-Печерской лавры. Избран в почетные члены Санкт-Петербургской академии.

В этом сане за ревностное служение удостоен многих высочайших наград.

Скончался 29 января 1882 года вследствие крайнего нервного потрясения при известии об убийстве императора АлександраИ 1 марта 1881 года.

Погребен в склепе церкви во имя Воздвижения Животворящего Креста, в Ближних пещерах лавры, перед Казанской иконой Божией Матери.

Наместник Киево-Печерской лавры сообщил А.Ф.Ковалевскому, что "никакого разложения не было заметно в теле святителя ни до, ни после погребения. Склеп не заделывали до сорока дней. Наместник ходил поклоняться телу святителя в 9—й, 20—й и 40—й день и находил его в прежнем нетленном состоянии. В 40—й день цело и светло было лицо святителя, как у новопочившего".

Крест на могиле митрополита Филофея был составлен из келейных его икон.

В течение десяти лет митрополит Филофей носил вериги.

Митрополит Филофей был человеком большого ума и всестороннего образования. Он не любил, по глубокому смирению, высказываться печатно, а потому и не печатал своих проповедей, как и вообще не любил много говорить.

Святитель строго соблюдал среду и пятницу даже в дни своей болезни. Однажды в среду ему подали суп на рыбьем бульоне, уверив, что рыбы тут нет. Он взял немного супу в ложку, понюхал, посмаковал и, отодвинув тарелку, сказал своему послушнику: "Не греши и меня в грех не вводи". Обед его ограничился несколькими ягодами отваренного чернослива.

Совершеннейший аскет по жизни, он отнюдь не вменял другим строгого аскетизма в непременную обязанность, считая это делом добровольного избрания и подвига. Всегда сосредоточенный и замкнутый в себе, он был доступен всем желавшим видеть его; никогда и никого не заставлял себя ждать, никогда не видно было раздражения или гнева на его лице, а всегда спокойный взор и готовность служить другим. Но всего выше была в нем его святая жизнь. Везде и всегда он жил келейно, уединенной жизнью, преимущественно сосредоточенной на подвиге молитвы, внутреннего самоиспытания и духовного совершенствования. Об этом благостном святителе с полным основанием можно сказать словами святого апостола Павла: В простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жил он в мире (см.: 2 Кор. 1, 12). Архипастырь воистину "благостный", воистину светильник Церкви.

Труды:

О достоинстве человека, раскрытом и утвержденном христианскою религией (магистерская диссертация). — М., 1832.

Литература:

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое филофей успенский
Значение слова филофей успенский
Что означает филофей успенский
Толкование слова филофей успенский
Определение термина филофей успенский
filofey uspenskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):