Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - филофей лещинский

Филофей лещинский

(в схиме Феодор) — митрополит сибирский и тобольский, просветитель сибирских инородцев, род. в Малороссии в 1650 г., умер 31 мая 1727 г. Образование получил в малороссийских школах и в Киевской духовной академии и по окончании курса наук был несколько лет приходским священником; затем, овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где постригся в монашество с именем Филофея и с особою ревностью предался подвигам благочестия, поста и молитвы. Чрез несколько времени Ф. был избран в экономы лавры, а затем, в 1701 г., назначен наместником свенского Успенского монастыря Орловской епархии, с оcтавлением в должности лаврского эконома. В 1702 г., 4 января, Ф. был хиротонисан в митрополита сибирского и тобольского и 4 апреля явился в Тобольск, куда вслед за ним прибыло для евангельской проповеди инородцам несколько ученых монахов. В 1709 г., по случаю тяжкой болезни, митроп. Ф. принял схиму с именем Феодора и, отказавшись от управления епархией, удалился на покой в устроенный им (около 1708 г.) тюменский Троицкий монастырь; но уже в 1710 г. он принял на себя труд просвещения и крещения сибирских инородцев и служил этому делу с полным самоотвержением более пяти лет. В 1716 г. схимник Феодор отправился в Киев на богомолье; там застал его царский указ снова вступить, по смерти митроп. Иоанна, в управление Сибирской епархией. Преосвященный Феодор не отказался от исполнения царской воли и в 1717 г. возвратился в Тобольск, но уже в 1720 г. был, по прошению, вторично уволен от управления епархиею и 13 сент. удалился в тюменский монастырь, откуда до самой смерти постоянно путешествовал по инородческим землям для крещения язычников и для утверждения в вере крещенных. В итоге деятельность митроп. Ф. по обширнейшей Сибирской епархии дала следующие результаты: он выстроил новый архиерейский дом в Тобольске, увеличил его доходы и привел в лучшее состояние его вотчины; число храмов в епархии с 160 довел до 448, умножил духовенство как в церквах, так и в монастырях, и увеличил получаемое им содержание; учредил несколько духовных школ, в которых обучались и дети инородцев, и сам немало трудился в обучении детей. Самая же важная его заслуга состояла в просвещении и крещении неверных: всего он крестил до 40000 язычников по всей Сибири. Преосвящ. Ф. "жег их нечестивые чтилища, а на них самих действовал духом кротости и доказательствами вразумительными, отнюдь не употребляя насилия".

А. Сулоцкий: "Тобольские и томские архиепископы", Омск, 1881. — Сулоцкий: "Святитель Филофей, митроп. сибирский и тобольский", Омск, 1882. — Н. Абрамов: "Святитель Филофей, в схиме Феодор, просветитель сибирск. инородцев", Омск, 1882. — Архим. Мелетий: "Церковный собор в Тобольске при митроп. Филофее 1702 г.", Казань, 1876. — "Дух христианина", 1864, № 5 и 6. — "Сибирский вестник", 1823, ч. 2 (статья Г. С.); — "Миссионер", 1875 г., № 34 и 37. — "Духовная беседа", 1876, № 21 (статья Н. Д.). — "Церковн. вестник", 1876, № 54. — "Московск. ведом.", 1876 г. № 130.

Здр.

{Половцов}



Филофей Лещинский

— митрополит сибирский, просветитель сибирских инородцев. Малоросс по происхождению, Ф. род. в 1650 г.; образование получил в Киевской духовной академии. Петр Великий, занятый мыслью о крещении сибирских инородцев, выбрал для этого дела Ф. В 1702 г. Ф. прибыл в Москву, хиротонисан в митрополита Сибирского и немедленно с несколькими помощниками отправился в Тобольск. Здесь он обнаруживает энергичную деятельность, пишет "доносительные статьи" Петру Вел., вызывает миссионеров и учителей из Киева открывает в Тобольске славянскую школу для духовенства. В 1704 г. Ф. снаряжает миссию из двух монахов к Хутухте в Монголию, но неудачно. В 1705 г. отправленная им в Камчатку миссия архимандрита Мартиниана крестит камчадалов, а Ф. заводит сношения с остяцким князем Шешукой и обдорским Тучабалдой. В 1707 г. Ф. отправляет миссионеров к березовским и сургутским остякам. Борьба со светскими властями, страшные беспорядки в Сибирской митрополии и суровый климат надломили здоровье Ф.; он принужден был оставить кафедру и удалиться на покой в Тюменский монастырь, приняв схиму с именем Феодора. В 1710 г. Ф. получил царскую грамоту с предписанием отправиться лично на проповедь в землю остяков и вогул, но по болезни только в 1712 г. мог приступить к исполнению указа; совершил несколько дальних поездок, построил много церквей, проник даже в дикую страну на р. Конде. После смерти митрополита Иоанна Ф. вновь занял Сибирскую митрополию. Вновь уволенный на покой в 1720 г., Ф. жил в большой бедности, продолжая заведовать делом христианской миссии в Сибири. Сам он теперь редко оставлял монастырь (Тюменский), но под его руководством трудились многие из бывших его спутников. В 1726 г. Ф. предпринял последнее путешествие к обдорским остякам. Скончался в 1727 г. По донесению Св. Синоду сибирского митрополита Антония, Ф. обратил в христианство более 40 тыс. инородцев обоего пола.

Литература. Архим. Мелетий, "Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653—1726) и сведения о Даурской миссии" (Казань, 1875); "Описание докум. и дел Св. Синода. Т. VII. Памятн. сиб. истории XVIII в." (кн. 2); А. Сулоцкий, "Святитель Ф., в схиме Феодор, просветитель сибирских инородцев" (Омск, 1882); его же, "Святитель Ф., митрополит Сибирский и Тобольский" (ib., 1882); его же, "Тобольские и томские архиепископы" (Омск, 1881); H. Абрамов, "Святитель Филофей, в схиме Феодор, просветитель сибирских инородцев" (Омск, 1882); прот. М. Путинцев, "Митрополит-схимонах Феодор, просветитель сибирских язычников" ("Душеполезное чтение", 1887, январь); Буцинский, "Крещение остяков и вогулов при Петре Великом" (Харьков, 1893).

{Брокгауз}



Филофей Лещинский

(в схиме Феодор) — святитель, митрополит Сибирский и Тобольский.

† 1727; память 31 мая/13 июня, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых.

Родился в 1650 году в Малороссии.

Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киево-Могилянской коллегии, ставшей впоследствии Киевской духовной академией.

Получив высшее, по тому времени, духовное образование, Филофей (мирское имя его осталось неизвестным) стал служить приходским священником.

Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество. С особой ревностью предался он здесь подвигам благочестия, поста и молитвы. Через некоторое время братия избрала его экономом лавры. Впоследствии он был возведен на должность строителя Брянского Свенского Успенского монастыря, приписанного тогда к Киево-Печерской лавре.

Петр I уделял особое внимание развитию Сибири, и в частности распространению Православия в этом крае. В 1700 году специальным указом он повелел митрополиту Киевскому Варлааму (Ясинскому; † 1707) "поискать в малороссийских городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков человека не только добраго и благаго непорочнаго жития, но и ученаго, дабы он, будучи митрополитом в Тобольске, мог Божиею помощию исподволь, в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истиннаго Бога".

Первый кандидат — святитель Димитрий (Туптало; † 1709), впоследствии митрополит Ростовский, не смог отправиться в Сибирь, и выбор Киевского митрополита пал на архимандрита Филофея (Лещинского).

4 января 1702 года в Москве, при участии местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского; † 1722), митрополита Димитрия (Туптало) и митрополита Азовского Парфения (Небозы; I 1704), архимандрит Филофей был посвящен в сан митрополита Сибирского и Тобольского.

В Тобольск владыка Филофей прибыл 4 апреля 1702 года. О своем впечатлении о состоянии приходов в епархии митрополит Филофей в грамоте архимандриту Троицкого Селенгинского монастыря Мисаилу писал: "Извещаем же братолюбию вашему и сие, что грядущим нам из царствующаго града Москвы во град наш напрестольный видехом во церквах безчиние великое, еже и писанию предати не хощем".

Храмов в епархии было недостаточно, не хватало и священнослужителей. В некоторых церквах из-за скудости средств и отсутствия необходимой утвари не совершались церковные службы. Усиливалось магометанство, подавляющее большинство коренного населения Сибири оставалось язычниками. Раскольники, расселившиеся в Сибири, вносили смуту в Церковь, предавались самосожжению. Митрополит Филофей глубоко скорбел о них. В одной из своих грамот он писал: "Готови бо есмы всем со любовию учение предлагати от здраваго учения и Божественных писаний, а не от напыщенныя мудрости; покоряемжеся и сами истине, а не самомнению, еже по свидетельству святых отец расколы и раздоры принесе Церкви Божий".

Особую тревогу митрополита Филофея вызывало отсутствие школ в Сибири. Вскоре же по прибытии в свой кафедральный город он послал в Киев своего помощника пригласить в Тобольск архимандритов, учителей, певчих и студентов. В 1703 году посланный возвратился с пятью учеными монахами. Из Печерского монастыря он привез 206 книг, среди них — Псалтири, Служебники, Часословы, акафисты, русские грамматики.

6 декабря 1702 года митрополит Филофей созвал в Тобольске церковный Собор, явившийся одним из самых замечательных событий в истории сибирского Православия. На Соборе были составлены так называемые "соборные статьи", числом 51, касающиеся богослужения, требоисправлений, жизни и быта духовенства и мирян. Руководством к их составлению послужили "Указанные статьи" патриарха Адриана († 1700) от 1697 года.

Святитель Филофей в течение всей своей двадцатипятилетней деятельности в Сибири неутомимо трудился на ниве духовного просвещения. При архиерейском доме он основал школу по образцу Киевской и Черниговской духовных школ, было разрешено пригласить учителей из киевских и черниговских монахов и не разрешалось принимать в эту школу лиц не духовного сословия. Тобольская архиерейская школа была второй провинциальной школой в России (первая — в Ростове Великом) для подготовки священнослужителей. В Тобольской духовной школе обучались дети новокрещенных остяков (ханты), вогулов (манси) и тунгусов (эвенки). В 1715 году митрополит Филофей предписал учить детей хантов и манси настоятелю Верхотурского Никольского монастыря. На протяжении всего ХУШвека духовные школы Сибири играли большую роль в обеспечении грамотными кадрами гражданских учреждений и учебных заведений.

Митрополиту Филофею Сибирь обязана также "устройством в 1704 году первого церковного хора из сосланных за неважныя вины казаков". С его именем связано начало театра в Сибири. Преподаватели и воспитанники Тобольской архиерейской школы ставили в нем духовно-назидательные пьесы.

Много заботился митрополит Филофей об умножении храмов, особенно каменных, и об украшении их. В 1704 году в знак горячей своей привязанности к Киево-Печерской обители он пристроил к Тобольскому Софийскому собору теплый придел во имя преподобных Антония и Феодосия.

Особым попечением митрополита Филофея пользовался Тюменский Троицкий монастырь, основанный в 1616 году как Спасо-Преображенский. Часто проезжая через Тюмень, святитель Филофей "весьма полюбил красивое местопребывание Спасо-Преображенской обители и, заметив, что она от неопытных и неискусных настоятелей приходит в совершенный упадок и опустение, по благочестивой своей ревности принял твердое и неотложное намерение возобновить весь монастырь, до тех пор бывший деревянный, каменным". В этот монастырь впоследствии митрополит Филофей дважды удалялся на покой и в нем окончил свою земную жизнь.

Особенно много потрудился святитель как миссионер и проповедник слова Божия. Еще в 1705 году митрополит Филофей отправил на Камчатку миссию во главе с прибывшим из Киева архимандритом Мартинианом, а в 1707 году, после поездки в Москву, послал священников с проповедью Евангелия к березовским остякам. Около 1707 года неутомимый митрополит Филофей направил духовную делегацию к главе монгольских буддистов.

Для улучшения управления обширнейшей епархией, и особенно приходами Восточной Сибири, по ходатайству митрополита Филофея в 1707 году в Иркутске было учреждено викариатство Тобольской митрополии. Первым викарием стал епископ Варлаам (Коссовский; † 1721).

В 1709 году, тяжело заболев, митрополит Филофей принял схиму с именем Феодор и удалился в обновленный им Тюменский Троицкий монастырь. "Известно тебе буди, — писал он монаху Иоасафу, строителю Усть-Киренского Троицкого монастыря, — что аз по воли Божий, оставя архиерейство, восприях схиму и хощу быти на обещании в Киево-Печерском монастыре". Однако до приезда в Тобольск своего преемника, то есть до середины 1711 года, он продолжал управлять епархией. А с прибытием на кафедру святителя Иоанна (Максимовича; † 1715, память 10/23 июня), Промысл Божий уготовал схимитрополиту Феодору иной путь: Господь возбудил в нем "древнее его желание — идти с проповедью Евангелия к сибирским народам". Почувствовав себя лучше, он изложил митрополиту Иоанну свое намерение "распространять Православие обращением остяцких народов, в идолопоклонстве заблудившихся".

За годы благодатного святительства в Тобольске святого Иоанна (Максимовича) схимитрополит Феодор предпринял шесть благовестнических путешествий по северо-западным районам Сибири и привел к Церкви тысячи язычников и магометан. Свидетель его славных трудов, воспитанник Киево-Могилянской академии Григорий Новицкий, постоянно сопутствовал великому подвижнику и записывал свои наблюдения. "Удивлению достойная воспомянух ихже и самовидец бых", — пишет Г. Новицкий в предисловии к своему труду. Главной темой "Краткого описания о народе остяцком..." является история обращения этого народа в христианскую веру. Схимитрополита Феодора автор "Описания" называет проповедником, учителем и трудолюбцем. 60—летний подвижник зимой и летом отправлялся по рекам со словом благовестия к сибирским народам и, укрепляемый Божественною благодатью, превозмогал умножаемые старостью труды и болезни. Добрым словом вразумления он отвращал язычников от почитания кумиров. Возмущения язычников он укрощал "тишайшеми словесы", и ежедневная терпеливая проповедь ревностного митрополита смягчала их сердца.

В начале 1715 года митрополит Филофей получает новый указ Петра1 (от 6 декабря 1714 года), в котором ему предписывается "ехать во всю землю Вогульскую и Остяцкую и во все уезды и в татары, и в тунгусы, и в якуты" и всех иноземцев "Божиею помощью и своими трудами приводить в христианскую веру".

Апостольской ревностью схимника-митрополита множество язычников и магометан было обращено в Православие.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое филофей лещинский
Значение слова филофей лещинский
Что означает филофей лещинский
Толкование слова филофей лещинский
Определение термина филофей лещинский
filofey leschinskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):