Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - олещинский антоний яковлевич

Олещинский антоний яковлевич

(А.О.; Antoni Oleszinski); род. 1794 г. в Люблинской губернии; относительно определения его в Академию художеств в Журнале академии 25 января 1817 года записано: "21 Декабря 1816 г. Тайный Советник Новосильцов сообщил, что Государь Император в присутствии своем в Варшаве сего года, удостоив Высочайшего внимания всеподданнейше поднесенные образцы каллиграфии трудов служащего в Канцелярии Государственного Совета Царства Польского Антония Олещинского и согласно всеподданнейшему его прошению Высочайше повелеть соизволил принять его в сию Академию на казенное иждивение". Вследствие чего Олещинский и был определен в академию и по летам его помещен в 4-й возраст. В 1819 и 1820 он получил 2-ю и 1-ю серебряные медали за натурные рисунки; в 1821 году 21 авг. Оленин отзывался о нем председателю Коллегий Духовных дел и народного просвещения царства Польского как о художнике: "талант которого может быть славою его родины, если получит правильное развитие". В 1825 г. Олещинский кончил курс и отправлен за границу.

В 1824 г. он награвировал на программу портрет Кокоринова; получил за него 2-ю золотую медаль и в 1825 г. отправлен пенсионером в Париж к граверу Ришому, y которого награвировал превосходный натурный этюд Пильщика. В Париже он много гравировал для изданий Ходзько и Грабовского (Pologne illustrée), a в 1832 г. был назначен по высочайшему повелению на службу в Акад. художеств с жалованьем по 3000 руб. в год; но так как он отказался возвратиться в Петербург, то вслед за тем объявлено высочайшее повеление об исключении его из службы (Дело Акад. худож.).

С эти пор Олещинский постоянно жил в Париже в небольшой квартирке на Rue SaintJacques, 187, и до самой своей смерти (1878) не переставал работать резцом и иголкой. По трудолюбию он не уступал своему учителю Уткину, к памяти которого он относился с особенным благоговением [В Публичном собрании академии 1824 г. Олещинский произнес речь, в которой, обратясь к Н.И. Уткину, сказал ему: "стократ я счастлив, что в избранном мною искусстве имел тебя наставником и руководителем" (Отчет А. х. за 1862— 1863 гг., 126).].

По блеску и красоте резца, по оригинальности плодовитости своих сочинений Олещинский был выше Уткина. Особенно хороши его виньетки и мелкие картинки с заставками из польских рукописей, рамками разного стиля и фантастическими фонами. В орнаментном отношении трудно подыскать ему равного.

Он превосходно гравировал на стали и усвоил себе все возможные усовершенствования по этой части. Все сочинения его носят своеобразный польский тип и очень ценятся его соотечественниками; много хорошего и красивого в его "Воспоминаниях" (1833) и "Разных разностях" (1843).

Последние дни своей жизни он проводил на той же квартирке, в довольно стесненных обстоятельствах, и так как граверное дело не давало ему нужных средств к жизни, то он занимался расписыванием тарелок, которые выходили y него верхом совершенства. Он часто жалел о России и об академии: "Я ведь всегда был другом русских", — говорил он своим мягким и симпатичным голосом, напоминавшим старика Уткина, — и на самом деле он старался делать все возможное для наших молодых граверов (в чем сошлюсь на И.П. Пожалостина).

Портретов Олещинского я знаю три, — один гравированный Килисинским [В Collections scientifiques. (?)]; другой литографированный, с адресом: "Imp. d'Aubert et de Junes", мало его напоминающий; и 3-й в Варшавских Клоссах 1865 г., тоже несхожий.

Олещинский напечатал свои Воспоминания в "Варшавской Библиотеке" в 1872 г.; a в Клоссах за 1865 г. помещена его биография.

Работ Олещинского чрезвычайно много; портреты, пейзажи, исторические листы (все почти одни польские сюжеты), сцены, костюмы, — все это он почти всегда издавал сперва отдельными листами, посвящая их именитым полякам; затем он включал многие из этих листов в два свои великолепные сборника: 1. "Rozmaitosci polskie (Variétés polonaises), Paris 1833"; petit folio, 66 досок; и "Wspomnienia o polakach... Paris 1843", — 4° (часть досок заимствована из первого сборника). В настоящей переписи работ Олещинского описаны прежде всего ученические работы его в Петербурге и y Ришома; затем перечислены гравированные им портреты и разные сюжеты, известные только в отдельных листах, и наконец сделан обзор обоих его сборников, без подробного описания всех листов, вошедших в эти последние, так как листы эти имеют мало отношения к русскому художеству и к русской истории.

Ученические работы Олещинского:

1. Богиня, указывающая на шлем, с надписью: "Tantum..." Внизу нацарапана иглой подпись Олещинского, год 1820 и посвящение Яблонскому. Гравировано блестящим резцом, в малый лист*. Копия.

2. Копия с гравюры Вилля: "La maîtresse d'école" — сделана в обратную сторону (на lewa reka) в 1821 году. 4°.

3. Копия с портрета Филиппа Шампаня, гравированного Еделлинком, в обратную сторону в 1821 году. 1-е отпечатки прежде подписи*; 2-е, с посвящением Грабовскому*; в 3-х герб Грабовского и посвящение ему уничтожены; внизу адрес Chaillon*. B лист.

4. Копия с портрета Жерара Одрана: "ritowal na miedzi prawa reka... 1823". 4°. Доска в Академии художеств.

5. Медаль Александра I; гравиров. манерой Колласа. Без подписи Олещинского. В библиотеке Академии художеств.

6. Портрет Кокоринова. 1-е отпечатки прежде всякой подписи*; во 2-х помечено иглой: "Кокоринов — А.О."* (Эрмитаж; Москов. университет). 3-и, с подписью, приложены к Художественной Газете на 1838 год. Доска была отдана Кукольнику и потеряна; есть отпечатки очень плохие. За эту доску Олещинский получил 2-ю золотую медаль и право на поездку за границу. Все шесть номеров (1—6) гравированы им в Академии художеств.

7. Два купидона несут Душеньку; с рисунка гр. Ф. Толстого. 3.9 х 2.8½. B Полярной Звезде; СПб. 1824, с монограммой: "АО".

7а. Картинка для книги: "Завещание дочерям. Пер. Боровкова. СПб. 1822". Одна из дочерей сидит y бюро и читает бумагу, другая стоит позади ее стула: "Рис. Гр. Толстой — А.О.".

Парижские работы Олещинского, находящиеся в моем собрании [Самое полное собрание их, по словам Колачковского, находится в Париже y Адольфа Чиховского.]

8. Плотник, распиливающий доску; академия. Самое капитальное и блестящее произведение гравера, за которое он сделан членом Флорентийской академии. Самая гравюра без подписи (в большой лист); посредством особой доски припечатана внизу ее следующая подпись: "etude academoque. — Gravée par Antonie Oleszezinski Polonais, Elève de l'Academie Impèriale des Bx Arst à St.-Petersburg Membre de l'Academie Imperiale et Royale de Florence et de la Societé philotechnique de Paris dediée à Mr. Nicolas Outkine Professeur de l'Academie Impériale des B-x Arts à St.-Petersbourg*.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое олещинский антоний яковлевич
Значение слова олещинский антоний яковлевич
Что означает олещинский антоний яковлевич
Толкование слова олещинский антоний яковлевич
Определение термина олещинский антоний яковлевич
oleschinskiy antoniy yakovlevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):