Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - олешкевич иосиф иванович

Олешкевич иосиф иванович

(Iozef Oleszkiewicz) — академик исторической живописи Императорской Академии Художеств; председатель масонской ложи Белого Орла в С.-Петербурге. Олешкевич родился в 1777 году в местечке Радошковицах, Минской губернии; отец его, бедный жмудский дворянин, был по профессии музыкант. Начальное образование Олешкевич получил благодаря поддержке графа Александра Ходкевича, принявшего в нем участие. В 1800 году Олешкевич был помещен в Виленскую главную школу и был учеником профессора живописи Фр. Смуглевича; в 1803 году он поехал за границу, побывал в Дрездене и Париже, где совершенствовался в избранном им искусстве под руководством известного David'а d'Angers. По возвращении из-за границы Олешкевич некоторое время жил на Волыни и готовился к занятию в Виленском университете кафедры живописи; но в 1810 году отказался от этой мысли и переехал в Петербург, где стал заниматься, главным образом, портретной живописью. В 1812 году Олешкевич написал картину: "Призрение и попечение императрицы Марии Феодоровны о бедных" (Opieka sierot). Картина, несмотря на некоторую искусственность в композиции, обратила на Олешкевича внимание. Государыня выразила ему свое благоволение, а Императорской Академией Художеств он был произведен в академики исторической живописи. Впрочем, Олешкевич приобрел известность в Петербурге не столько своими картинами, сколько благодаря своим громадным, почти энциклопедичным познаниям, оригинальному образу жизни и, главным образом, благодаря тому положению, которое он занимал в кругу Петербургских масонов. В 1822 году Олешкевич был избран начальником (maître en chaise) ложи Белого Орла (после сенатора гр. Адама Ржевуского). Он имел самую высокую степень в ордене, и петербургские ложи признавали его ложу первенствующей. Глубокий мистик, Олешкевич своими мистическими наклонностями давал и направление своей ложе. Говорят, что его доктрина имела много общего с учениями Сен-Мартена, но отличалась и многими своеобразностями. — Являясь всегда проповедником гуманности и воздержания, он имел доброе сердце, что доказывал и на деле. Человек в высшей степени религиозный, щедрый благотворитель и до удивления скромный в своих потребностях, Олешкевич был вместе с тем и образцом милосердия. "У нас еще не было обществ покровительства животным — говорит один современник, — а Олешкевич и словом, и делом распространял правила этих ассоциаций". Редкие качества его души и ума привлекали к нему внимание и симпатии лиц различных слоев общества и профессий, в особенности художников К писателей. Между прочим, с ним был знаком и Мицкевич, посвятивший его памяти стихотворение. Олешкевич и сам был писателем. Впрочем, он печатал немного. Некоторой известностью пользовалось его сочинение (на франц. яз.): "L'automne du monde de l'humanité", в котором он старался доказать, что "человечество прожило весну и лето, что наступает для него осень и оно должно озаботиться приготовлением всего, что может спасти его от преждевременной гибели". Олешкевич скончался 5 октября 1830 г. и похоронен на Смоленском кладбище.

Художественные произведения Олешкевича рассеяны в большом количестве по храмам Царства Польского и Западного Края, а также есть и у частных лиц. Лучшими его картинами, кроме указанной ("Попечение о бедных") следует признать: 1) Копию Преображения Господня Рафаэля, 2) копию David'а — Ахилл, оплакивающий смерть Патрокла и 3) Прощание гетмана Ходкевича с молодой супругой перед отправлением под Хотим. Кроме того, следует назвать картины, находящиеся в СПб. костеле пиаров: 1) Пресвятая Дева с младенцем Иисусом и 2) Христос на кресте. Из портретов его работы лучшие — Адама и Юрия князей Чарторыжских, Марии Шимановской, генерала Ольховского и Генриха Ржевуского.

А. Сомов: Картинная галерея Императорской Академии Художеств. Оригинальные произведения русской живописи. СПб., 1872; Słównik malarzów polskich tudzież oboych, w Polsce osiadłych lub czasowo w niej przebywajacych przez Edwarda Rastawieckiego, tom II. Warszawa 1851; Encyklopedja powszechna S. Orgelbranda. L. Golebiowski. Opis Warszawy. 1827 roku; Wizerunki i roztrztząśnienia naukowe. Wilno 1838 roku. I. Pisma Adama Mickiewicza, nie objęte czterotomowem wydaniem Wàrszawskiem w 2 tomach. Tom I, Lwów, 1901 г.; Tygodnik Petersburgski 1830 roku, str. 341; Powszechny Dziennik Krajowy 1830 roku № 309; О. А. Прежцлавский: "Иосиф Олешкевич" ("Русская Старина" 1876 г., т. XVI); Allgemeines Handbuch der Freimaurerei. Leipzig 1863—1867. Band III; Ф. К. Неслуховский: "Мицкевич в России". ("Ист. Вестник" 1880, № 5). Калейдоскоп воспоминаний Ципринуса, в "Русском Архиве" 1872 года; В. А. Спасович: "Адам Мицкевич и его поэтическое творчество" (Сочинения, том IX); Пыпин: "Хронологический указатель русских лож от первого введения масонства до запрещения его (1731—1822)" СПб., 1873.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое олешкевич иосиф иванович
Значение слова олешкевич иосиф иванович
Что означает олешкевич иосиф иванович
Толкование слова олешкевич иосиф иванович
Определение термина олешкевич иосиф иванович
oleshkevich iosif ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):