Большая биографическая энциклопедия - питирим архиепископ нижегородский
Питирим архиепископ нижегородский
(Петр) — архиепископ Нижегородский и Алатырский.
Родился в 1665 году в селе Горицах близ города Шуи в семье раскольников.
С 1704 года (по обращении в Православие) — строитель Николаевского монастыря в Переяславле-Залесском, а с 1713 года — игумен этого же монастыря.
С 1707 года ревностно боролся против раскола в губерниях: Ярославской, Костромской, Владимирской, Нижегородской.
Около 1705 года основал Кержебелбашский мужской монастырь.
С 1709 года — строитель этого монастыря.
В 1717 году (или 1718-м) возведен в сан архимандрита.
23 марта 1719 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.
24 мая 1724 года возведен в сан архиепископа за благочестие и неутомимый труд в приведении раскольников к Православию.
С 21 июля 1730 года — член Святейшего Синода.
В 1734 году Святейший Синод назначил особую Комиссию по изучению недавно возникшей квакерской ереси, в которую наряду с архиепископом Феофаном (Прокоповичем, † 1736) входил и архиепископ Питирим.
Скончался 8 мая 1738 года.
Родившись в семье раскольников, Питирим получил и воспитание, согласное с их духом. С юности стремясь к отшельнической жизни, он ушел к раскольникам в скит на Ветку, где и был пострижен ими в монашество, после чего вернулся на родину и был наставником раскольников и защитником их преданий. Такими путями вел его Промысл Божий.
Пылая ревностью к защите раскола, он желал иметь в своих руках как можно более доказательств правоты их учения и поэтому кроме изучения Священного Писания со свойственной ему ревностью обратился к изучению соборных постановлений и творений святых отцов Церкви, всех богослужебных книг, истории Русской Церкви, церковной археологии и других. И вот здесь-то открылась перед ним благодатию Божией вся нищета раскольничьего суемудрия. Поняв свои заблуждения, он с искренним убеждением явно отказался от них и с чувством любви и преданности перешел в лоно Православной Церкви. Так Промысл Божий из среды раскольников воздвиг их же оружием борца против них.
С необыкновенным умом и глубоким знанием Священного Писания Питирим соединял святость жизни, достойную уважения. Желая подражать в действиях великому ревнителю Православия святителю Димитрию Ростовскому († 1709; память 21 сентября/4 октября, 28 октября/10 ноября), он переселился в Переяславский Никольский монастырь, где был поставлен строителем, а затем и игуменом и обратил на себя внимание молодого царя Петра I строгостью жизни, опытностью в делах веры.
Вскоре для борьбы с расколом архимандрит Питирим был назначен царем Петром I на Нижегородскую епархию и приказал ему обращать староверов этой области в Православие. И в этом деле никакие препятствия не могли остановить его святой ревности, он имел в виду только Православие и спасение раскольников. И Бог, видя его истинное усердие ко благу Церкви, невидимо помогал ему и подкреплял во всех его трудах.
Встретясь со святителем Димитрием Ростовским за год до его кончины, он показал ему свои обличения против раскола, и святитель, видя пламенную ревность его, высказал ему от себя искреннюю благодарность и хвалу.
С глубоким самоотвержением Питирим ходил по селам, деревням, глухим скитам и тайным местам, где укрывались раскольники, и, находясь в постоянной опасности от расколоучителей, нисколько не охладевал в своей ревности. И наедине, и перед сонмом их, не страшась, проповедовал истину и обличал ложь.
Слава о подвигах его разносилась повсюду. К нему присылали раскольников из других мест, и его примерная деятельность сопровождалась огромным успехом.
Кроме борьбы с расколом, он обращал к христианской вере и иноверцев. При обращении в Православие он требовал, чтобы желающий обращения "был свидетельствован духовником, должен у него исповедоваться и приобщиться Святых Тайн".
Чтобы отделить мирян и соединить вместе обращенных из иноческого сана раскольников и раскольниц, им основаны монастыри: мужской Кержебелбашский Успенский и два женских — Троицкий Белбашский и Рождественский на Санахте. Все они находились под его наблюдением и покровительством.
Великие труды святителя сопровождались огромным успехом. За 19 лет им обращено от раскола к Православию около восьмидесяти тысяч человек, не считая тех, которые были им обращены во время его игуменства и архимандритства.
Он много заботился о распространении духовного просвещения — домашнего и общественного. Он был первым из иерархов, решившихся открыть духовное училище в своей епархии. Произвел преобразование в двух нижегородских школах, присоединив к ним третью новую, высшую, под названием славяно-латинской. Все три школы стали называться духовными семинариями. Всего в своей епархии он учредил тринадцать приготовительных к семинарскому образованию школ.
Архиепископ Питирим известен в Нижегородской епархии как архипастырь строгий, но великий. Был он строг к суеверию раскольничьему, к предрассудкам и порокам среди духовенства и мирян. Этой строгости требовало возложенное на него служение. Но велик он был умом, силою воли, терпением и правдою, велик он был по трудам и заслугам для Православной Церкви.
Добрая и честная жизнь его была столь безукоризненна, что самые враги не находили средств к его обвинению и осуждению.
Подвиги его, по словам Петра Великого, могут быть названы равноапостольскими.
Между устными сказаниями о подвигах Питирима замечателен один рассказ. Питирим шел к дому одного раскольника, который намеревался его убить. В это время дочь человека, готовившегося к убийству, по внушению Божию, выбежала навстречу Питириму и сообщила ему о злом намерении своего отца. Таким образом Питирим спасся от явной смерти. А спасшая его девица, удалившись от родителей, постриглась в монашество и заслужила любовь и уважение своими иноческими подвигами.
Ко времени кончины архиепископа Питирима в его епархии осталось не более двух тысяч раскольников.
Труды:
Пращица противо вопросов раскольнических. — СПб., 1721; М., 1752.
Переписка с керженскими раскольниками в 1716 году // Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. — СПб., 1857, с. 53—66.