Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - питирим епископ пермский

Питирим епископ пермский

— священномученик, епископ Пермский.

† 1455; память 29 января/11 февраля, 19 августа/1 сентября, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых.

Святитель Питирим был уроженцем города Ярославля. В первые годы иноческой жизни был наставляем неким великим старцем Кириллом.

С 1440 года — архимандрит Московского Чудова монастыря.

В 1440 году крестил новорожденного наследника Василия II Темного — будущего великого князя Ивана III.

Епископом Пермским Питирим был хиротонисан между 1441 и 1447 годами.

Вычегодско-Вымская летопись датирует его поставление 1444 годом.

В 1447 году упоминается епископом Пермским, когда наряду с другими иерархами составлял увещевательное послание великому князю Московскому Дмитрию Шемяке. Епископ Питирим был последовательным противником Дмитрия Шемяки. Это следует и из упомянутого послания, и из рассказа Вычегодско-Вымской летописи о том, как Шемяка понуждал владыку Питирима освободить его от "проклятого слова", и наконец из сообщения Пахомия Серба, что Пермский владыка от "братоубийственою кровию руце осквернившаго... много лютая подъят". О мучениях, которые претерпел владыка Питирим в Устюге от Шемяки, упоминает и Житие епископа Питирима.

В Москве епископ Питирим оставался до конца 1448 года, так как 15 декабря в числе других представителей высшего духовенства участвовал в поставлении епископа Рязанского Ионы в митрополита Московского и всея Руси.

Деятельность епископа Питирима в Пермской епархии была направлена в основном к обращению в христианство многих неправославных народностей, населявших Пермский край. Преосвященный Питирим приложил много забот к церковному устройству вновь просвещенных мирных племен зырян и других, теснимых дикими племенами вогуличей (манси). После одного из опустошительных набегов вогуличей под предводительством Асыка, владыка Питирим раздал пострадавшим привезенные из Москвы дары, и по его ходатайству великий князь уменьшил получаемую с них дань.

Не обращая внимания на лишения и опасности, святитель посещал самые отдаленные концы своей епархии, и не только зыряне, но и вогуличи, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать крещение. Видя успех его проповеди, воинственные вогуличи решили убить епископа Питирима.

В воскресный день 19 августа 1455 года после литургии святитель Питирим в сопровождении клира и народа, несших иконы и хоругви, отправился на мыс, образуемый слиянием рек Выми и Вычегды, для совершения водосвятного молебна. В это время на них устремилась толпа вогуличей, и первой жертвой пал святитель Питирим, убитый их предводителем Асыкой.

Сорок дней, пока не был получен ответ из Москвы, тело святого Питирима оставалось в срубе, сооруженном на месте мученической кончины, и, несмотря на знойный август, тление не коснулось его. На поклонение к нему сходились жители ближних и дальних селений, и многие получали благодатную помощь.

Святитель был погребен в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе возле своего предшественника, святителя Герасима († ок. 1449; память 24/6 февраля, 29 января/ 11 февраля).

Мощи святителя почивают в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе.

Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 году. А с 1607 года, по благословению святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, был написан образ трех Пермских святителей и помещен над их мощами в Благовещенском соборе в Усть-Выми. С этого же времени была установлена общая память их 29 января/11 февраля.

В 1649 году в Вологде в честь трех Пермских святителей был воздвигнут храм.

Святитель Питирим является автором одной из редакций Жития митрополита Алексия и служб на память митрополита Алексия и на обретение его мощей.

Если верить местным преданиям, святитель Питирим читал по-гречески и был незаурядным оратором; перед смертью он обратился к своей пастве с утешительным и напутственным словом (см. Михайлов М. Устьвым. "Вологодские губернские ведомости", 1850. Часть неофиц., № 32, с. 366). Сохранилась рукопись, вложенная святителем Питиримом в Благовещенский собор в Усть-Выми, как сообщает запись по листам, сделанная в XVI веке (ГИМ, собр. Уварова, № 264).

Труды:

Житие Алексия митрополита (краткая редакция).

Служба на память митрополита Алексия (12 февраля).

Служба на обретение мощей митрополита Алексия (20 мая).

Литература:

Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 248 и прим. 19. Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. — СПб., 1855, с. 9.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, кн. 1, с. 33.

Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви // Под ред. Е. Поселянина (прил. к журн. Русский паломник. — 1908). — СПб., б. г., январь, с. 179. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1408. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 2-е изд. — СПб., 1862, с. 200—201.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 162, 729.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 47.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 461.

Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. — М., 1903, с. 28. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914. — Т. 1, с. 681. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 108. Православный собеседник. — Казань, 1911, декабрь, с. 105.

Русский паломник. — 1908, № 7, с. 111. — 1914, № 8, с. 123. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний // Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. — СПб., 1900—1905. — Т. 15, с. 204.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1810.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 23-а (кн. 46), с. 735.

Минея январь. — М., 1982. — Ч. 2, с. 492—494. Минея август. — М., 1989. — Ч. 2, с. 309—310. Буланин Д. М. Питирим // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2, с. 193—195.



Питирим, Епископ Пермский

— четвертый Епископ Пермский, убиенный Асыкою, Вогулическим Князем, в Усть-Выме при нападении Вогуличей на сию Волость в 1455 г. или, по Татищевой Истории, 1445 г. Он причтен к Лику Святых Российских и Мощи его почивают в Усть-Вымской Церкви. По свидетельству Степенной книги, часть 1-я, стр. 445. Он, будучи еще Архимандритом, сочинил Краткое Описание Жития Св. Алексия Митрополита Московского и всея России, а также Канон на обретение Мощей его в 1433 г. Сие последнее сочинение его печатается в Месячных Минеях под 20 числом Мая.

Питирим, Архиепископ Нижегородский, Член Св. Синода, родом из простолюдинов, еще в молодых летах, по любопытству и охоте своей к чтению старых книг и к Богословским исследованиям, обольщен был Раскольниками и несколько времени жил у них в Белоруссии и на Вешке, где и в Монашество пострижен. Но самый случай сей послужил ему к подробнейшему рассмотрению и познанию всех их заблуждений, которые он оставив, обратился к Православной Церкви и соделался ревностным и искуснейшим поборником Православия. Государь Петр I, всегда искавший людей способнейших для увещания отпадших от Церкви, узнал его уже Строителем Переславского Никольского Монастыря и, заметив отличные в нем дарования с обширными сведениями в Церковных Древностях, Указом 1706 года поручил ему увещевать и обращать Раскольников, размножавшихся тогда в Юрьевском и Балахонском Уездах. Питирим принял с ревностью сие поручение и с тех пор неутомимо начал для собеседования с ними ходить по дебрям и пустыням, в коих укрывались наипаче Расколоучители, и, написав несколько увещевательных и обличительных им тетрадей, раздавал оные и народу. Около 1715 года по Именному Указу посвящен он в Игумена того же Николаевского Монастыря, а около 1718 г. во Архимандрита Кержебельмашского Успенского Монастыря, им самим основанного и составленного из Братии, способной наипаче к увещанию и обращению Раскольников. Из сего Братства произошли многие искуснейшие также защитники Православия, каковы были Иеромонахи Неофит и Авраамий, посыланный даже в Польшу для увещания, Андроник, Костромской Игумен, и другие.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое питирим епископ пермский
Значение слова питирим епископ пермский
Что означает питирим епископ пермский
Толкование слова питирим епископ пермский
Определение термина питирим епископ пермский
pitirim episkop permskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):