Большая биографическая энциклопедия - питирим епископ тамбовский
Питирим епископ тамбовский
(Прокопий) — святитель, епископ Тамбовский и Козловский.
(† 1698; память 28 июля/10 августа в Соборе Тамбовских святых, в воскресенье перед 28 июля в Соборе Смоленских святых).
Родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме Смоленской губернии.
Его родители были благочестивыми христианами и привили любовь к Богу и святой Церкви своим детям.
С раннего детства Прокопий любил посещать Божий храм и участвовал в церковном чтении и пении.
Одной из характерных особенностей детских лет Прокопия была его любовь к своему святому, преподобному Прокопию Декаполиту († ок. 750; память 27 февраля/12 марта), в день памяти которого он родился. Эта любовь осталась непоколебимой на всю его жизнь и выражалась в частом молитвенном обращении к святому и в подражании его добродетелям. Без молитвенного обращения к Прокопию он никогда ничего не предпринимал.
Первоначальное образование Прокопий получил в местных школах. Кроме обычной грамоты он научился иконописанию. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме смоленских чудотворных икон.
Обладая незаурядными способностями, Прокопий мог бы быть выдающимся деятелем на любом жизненном поприще. Но Промысл Божий указал ему самое достойное назначение.
Пленившись монашеской жизнью, он рано оставил мир и ушел в монастырь. Монашеская жизнь Прокопия началась в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре, основанном преподобным Герасимом Болдинским († 1554; память 1/14 мая). Пройдя испытательный срок, Прокопий на 21-м году жизни был пострижен в монашество с именем Питирима.
Под руководством старцев-подвижников молодой инок усердно исполнял все монашеские правила; постоянно совершенствуясь, он восходил от подвига к подвигу. Вскоре Питирим был рукоположен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха.
Вскоре братия монастыря избрали его игуменом. Будучи настоятелем монастыря, он оправдал доверие братии, являясь для всех любвеобильным отцом и мудрым руководителем в их духовном совершенствовании. Причем сам всегда был образцом для всех в исполнении иноческих подвигов. Как наиболее достойный по высоте подвижнической жизни и по мудрому управлению монастырем, игумен Питирим 30 января 1677 года был возведен в сан архимандрита.
Высокие достоинства архимандрита Питирима привлекли внимание высшего духовного начальства. В это время для устроения и приведения в порядок открытой в 1682 году Тамбовской епархии требовался умный, деятельный и отличающийся благочестием и богоугодной жизнью епископ. Выбор патриарха Иоакима (Савелова, † 1690) пал на архимандрита Питирима, которого он знал и ценил.
15 февраля 1685 года архимандрит Питирим в Успенском соборе в Москве был хиротонисан патриархом Иоакимом во епископа Тамбовского. Однако в Тамбов святитель отправился не сразу. Очевидно, на некоторое время он был оставлен при патриархе. Во время пребывания в Москве святитель Питирим изучил положение и нужды Тамбовской епархии и разработал план необходимых мероприятий для укрепления благочестия в своей пастве и распространения христианства среди иноверцев, составлявших большинство населения того края.
Тамбовская епархия была образована незадолго до назначения на нее святителя Питирима — в 1682 году. Епархию населяли в основном люди, непросвещенные светом Христовой веры: мордва, черемисы, мещера, татары, а также раскольники. Среди населения было много ссыльных из центральной России и беглых преступников. Церковная жизнь в епархии шла вяло. Существовавшие храмы были очень бедны и нуждались в самом необходимом. Даже кафедральный собор поражал своей бедностью. Монастырская жизнь в епархии также находилась в упадке. Монастырей было немного, и они были не благоустроены. Такова была епархия, вверенная епископу Питириму.
В начале 1686 года владыка Питирим выехал в Тамбов. По пути он заехал в Воронеж для духовной беседы со святителем Митрофаном Воронежским. Торжественная встреча в первом городе епархии — Козлове смутила смиренного святителя, поэтому в Тамбов он въехал 1 марта с сопровождавшими его несколькими монахами и келейником Василием еще до восхода солнца, и лишь немногие благочестивые христиане встретили его в храме за ранним богослужением.
В самое короткое время новый епископ завоевал всеобщую любовь и признательность. Его внешний вид, ласковый и приветливый, внушал к нему доверие и уважение.
Для епископа Питирима в Тамбовской епархии открылось широкое поле деятельности. Ему первому пришлось заняться благоустройством новой епархии, так как предшественник его находился на Тамбовской епархии всего один год и не успел для нее ничего сделать. По приезде в Тамбов преосвященный Питирим все свое внимание направил на религиозно-нравственное воспитание своей паствы. Основными мероприятиями для достижения этой цели было строительство, восстановление и благоустройство храмов, подготовка достойного священства, благоустройство монашеской жизни и строительство монастырей.
За время епископства Питирима число церквей в Тамбовском крае достигло 168-ми. Это количество храмов хотя и невелико было по сравнению с количеством церквей в других епархиях, но оно служило доказательством того, что христианство в крае стало преобладающим. Причем в связи с бедностью епархии средства на строительство церквей епископ Питирим приобретал только за счет благотворителей и своих собственных.
Наиболее выдающимся событием было строительство нового каменного кафедрального собора, который, однако, не был закончен при жизни епископа Питирима.
Особую пастырскую заботу проявил святитель Питирим к монастырям. По его инициативе были построены и новые обители: женская Вознесенская в Тамбове (1690), игуменией которой стала сестра святителя Питирима Екатерина, и мужская Трегуляевская (Тригуляевская) во имя Крестителя Господня Иоанна (1688) в семи верстах от Тамбова, в пустынном, окруженном лесами месте. Название эта обитель получила в связи с тем, что святитель Питирим любил уединение и при всякой возможности гулял в окрестностях Тамбова и в одиночестве предавался богомыслию. Однажды (15 сентября 1686 года) он, совершая прогулку с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и благочестивым иноком Иннокентием, просил у них совета о выборе места, которое и благословили они для основания обители. Во вновь построенной обители святитель имел свою келию.
Заботясь о благолепном украшении храмов и монастырей, святитель Питирим старался, чтобы и населенные пункты имели вид христианских поселений. Так, сразу по прибытии в Тамбов на крепостных воротах и в городских слободах около караульных постов он установил распятия Христа Спасителя и иконы Божией Матери, которые привез с собой. Ограждая город иконами, святитель вверял его покрову Господа и Божией Матери и возбуждал в жителях благочестие. Привезенная святителем Питиримом копия чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, выполненная, возможно, им самим, была поставлена в Преображенском кафедральном соборе в Тамбове. Эта икона, а также привезенные святителем Казанская (также написанная, вероятно, им самим) и Ильинско-Черниговская, получившая затем название Тамбовской иконы, и икона святителя Николая прославилась чудотворениями. Девпетерувская (Питиримовская) икона Божией Матери была родительским благословением святителю, с ней он не расставался до конца жизни и завещал ее перед кончиной кафедральному собору.
Большую воспитательную работу святитель проводил с различными народностями, населявшими Тамбовский край, обращая их в христианство. Он учил во время своих поездок по епархии, у себя дома и особенно в храме, который считал главным источником благочестия. Епископ учил верных и неверных, заблуждающихся и сомневающихся, давал наставления и самому духовенству, нуждавшемуся в них. Советуя христианам относиться с любовью друг к другу, он сам показывал пример истинной любви ко всем. Тамбовский архипастырь доступен был для всех, со всеми обращался как брат и друг. Никто не уходил от него без ласки и доброго слова. Его двери были открыты для всех приходивших за советом и помощью. Нетребовательный в личной жизни, он все свои средства тратил на храмы, монастыри и нужды ближних. Избегая всяких удобств, святитель совершал поездки по епархии в простой повозке.
Святитель вел активную борьбу с расколом.
Епископ Питирим не пропускал ни одного богослужения. Любил и сам священнодействовать. Если не служил, то стоял на клиросе и пел. С особенной любовью относился к ссыльным, для которых выстроил церковь во имя святого Иоанна Предтечи.