Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - попов алексей родионович

Попов алексей родионович

(или просто Алексей Родионов) член и проповедник Поморской секты, потом протоиерей в Новгороде, писатель; родился в 1710 г., умер в 1780 г.; происходил из г. Олонца, где его отец был священником; на 13 году он поступил в славившуюся в то время школу Семена Денисова, главного представителя Поморской секты, на Выге. Своими способностями и усердием он скоро выделился из всех прочих школьников, Семен Денисов обратил на него свое внимание и взял его к себе в особое "ученичество". Под его руководством П. изучал грамматику, риторику, логику, диалектику, космографию, математику, св. историю, катехизис. Успехи ученика радовали учителя; но поведение Алексея не отвечало желаниям Денисова и не обещало из него ничего доброго для Выговского братства: он "страдал самоправными прозорливым недугом". Сначала он начал было вести самую суровую, строго-аскетическую жизнь, усердно посещал храм; но чем больше он учился, тем холоднее относился к уставам и правилам Выговского общежития, тем меньше начинал уважать своих наставников. Следствием такого поведения его было то, что он, при ревизии 1744 года, не был записан в число Выговского братства и ушел к себе на родину, где оставался верен сектантским убеждениям и с необыкновенным успехом действовал в пользу беспоповщины. Он написал очень талантливое сочинение: "Зитоуменос, или взыскание, аще двоперстное сложение на изображение креста есть Христово предание". Странствуя по многим местам и домам, он многих сделал последователями мнимо-древнего благочестия. Слава о нем прошла от "Выгореции и окрестностей ее даже до Петрополя". Потом П. снова отправился в Выгорецкое общежительство. Его, вопреки ожиданиям, приняли здесь холодно, и эта холодность заставила его подумать о будущей судьбе своей и навела на размышления о сущности раскола и он начал колебаться мыслями. В своих беседах с Мануилом Петровым, настоятелем общежития, о тайне Антихриста, он высказывал взгляд, согласный с православным учением. Отвращение к беспоповскому обществу и убеждение в истине православия все более и более росло и укреплялось в нем. Живя в Выгореции, он начал писать в опровержение раскольнического мудрствования об Антихристе "Синопсис о тайне Антихриста", где логично и талантливо разбирает и опровергает главные догматы учения беспоповцев. Этот труд он окончил уже в Новгороде; для выговцев эта книга была крайне опасна, и они постарались помешать ее изданию. Кроме этого, П. склонил на свою сторону Григория Яковлева, также воспитанника Выговского братства, ушедшего вследствие недовольства уставом и ученьем Выговского общежительства и жившего в Сергиевом ските. К ним присоединился еще Андрей Феодоров. Все они (потом обратившиеся в православие) единодушно ратовали против Мануила Петрова. П. вышел из монастыря, явился к своим приверженцам и стал проповедовать, что истинное перстосложение — троеперстие, а не двуперстие, что спасение — в православной церкви, но его учение не имело успеха и его прогнали. Потом он отправился в Новгород и подал архиерей прошение о принятии в недра православной церкви. Его просьба была уважена, а со временем его определили диаконом к Знаменскому собору. Вскоре он подал донос на Выговских раскольников, обвиняя настоятелей и говоря, что от них гибнет множество душ православных. По указу Консистории, посланному на Выг, настоятели требовались на допрос в Новгород. Но происками Мануил Петров достиг через графа Петра Ивановича Шувалова того, что спор с Алексеем Родионовым назначен был не в Новгороде, а в Олонце. П. ехать в Олонец не решился и больше не пытался действовать против поморцев административным путем. Под конец жизни он был протоиереем Новгородского девичьего монастыря. Из сочинений его, кроме "Зитоуменоса" и "Синопсиса", известно еще в православном духе написанное "Беседословие о расколе Российском", доказывающее, что истинная церковь — православная, а не раскольническая. Ho этот труд известен только по выпискам в "Синопсисе".

"Труды Киевск. Дух. Академии" 1867 г., т. I, № 1, стр. 48—81, статья E. Барсова; "Обзор Русской Духовной литературы", архиеп. Филарета (Гумилевского), изд. III, СПб. 1884 г., стр. 403; "Исторический словарь Староверческой церкви" Павла Любопытного, Петрополь. 1828 г., стр. 9—10.

И. Давидович.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое попов алексей родионович
Значение слова попов алексей родионович
Что означает попов алексей родионович
Толкование слова попов алексей родионович
Определение термина попов алексей родионович
popov aleksey rodionovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):