Большая биографическая энциклопедия - попов василий михайлович
Попов василий михайлович
— директор Департамента Народного Просвещения, известный мистик; родился в 1771 году и происходил из дворян. На службу поступил в 1779 г. (20-го апреля) в Комиссию о сочинении проекта Нового Уложения, 8-го мая 1794 г. переведен был в штат провиантский, 10-го октября 1795 г. произведен в поручики; 20-го июня 1796 г. переведен в лейб-гусарский эскадрон тем же чином, но в конце того же года (14-го ноября) уволен к статским делам и 11-го февраля 1797 г. определился в Герольдию переводчиком, а 23-го ноября 1799 г. определен там же асессором и 18-го декабря 1802 г. переведен в Департамент Министерства Юстиции столоначальником. 26-го октября 1807 г. Попов был отправлен в Белостокскую область при сенаторе Тейльсе, имевшем Высочайшее повеление об образовании оной, и 24-го июля 1808 г. назначен вице-правителем Белостокской области с чином статского советника; 6-го сентября 1809 г. П. определен был советником Главного Почтового Правления при товарище Министра Внутренних Дел; 2-го июня 1811 г. назначен директором канцелярии Министра Внутренних Дел, 31-го августа того же 1811 г. пожалован в действительные статские советники с утверждением директором Канцелярии Министра. 17-го февраля 1817 года П. переведен был Директором Департамента Народного Просвещения. В ноябре 1817 года, по Высочайшему повелению он был отправлен в Москву с особым поручением, получая, во все время своего отсутствия (до 28-го февраля 1818 г.), некоторую сумму денег "на известное Его Императорскому Величеству употребление" и 400 червонцев для сего единовременно. Назначение этих денег неизвестно, но, по-видимому, оно имело отношение в главной задаче поездки: П. вместе с M. C. Пилецким-Урбановичом, был отправлен к скопцу Селиванову, с целью разубедить его в его заблуждениях.
Общественное движение эпохи императора Александра I, охватившее широкие слои общества, не могло не отразиться на Попове; дух времени и влияние окружающей среды создали из него убежденного до фанатизма мистика, а довольно видное общественное положение делало из него одну из центральных фигур кружка мистиков. Религиозно-мистическое настроение русского общества во втором десятилетии истекшего столетия вылилось прежде всего в учреждении С.-Петербургского Библейского Общества. 11-го января 1813 г. было первое собрание Общества; президентом его был избран A. H. Голицын, а секретарями — В. M. Попов и А. И. Тургенев. Попов принимал самое близкое участие в делах общества. В 1816 г. государь повелел президенту "Российского Библейского Общества" кн. Голицыну предложить Святейшему Синоду, по глубокому убеждению Его Величества во всеобщей великой пользе, от лова Божия приобретаемой, искреннее точнее желание Его доставить россиянам способ читать Слово Божие на природном языке"; во исполнение этой воли тогда же начать был перевод священных книг на русский язык. руд первоначального перевода евангелий возложен был на Петербургскую Духовную Академию, а для редакционной считки учрежден был высший переводный комитет, в котором членами были: В. М. Попов, А. Ф. Лабзин, архиепископы Михаил и Серафим и архимандрит Филарет.
В 1817 г. Высочайшим манифестом, последовавшим 25-го марта, в день Пасхи, по докладу кн. Голицына, был учрежден Комитет опекунства израильских христиан. Комитет этот имел целью обращать евреев в христианство и образовывать из них особые колонии, обеспечивая их при этом значительными земельными наделами. Кн. Голицын был определен в звание опекуна, а B. M. Попов назначен президентом Комитета, где состоял до времени его закрытия в 1833 г.
В 1819 году в С.-Петербург прибыли два проповедника: Миндель и Госнер. Первый приобрел себе известность экзальтированными проповедями в Мюнхене, но в то же время своим направлением навлек на себя преследования со стороны католических властей. В 1819 года, по прибытии в Петербург, он был благосклонно принят кн. Голицыным и самим государем и получил дозволение говорить проповеди в Мальтийской церкви Пажеского Корпуса. Попов переводил его проповеди на русский язык. Но митрополит Михаил имел еще настолько силы, что Минделя меньше, чем через год, вежливо отправили в Одессу. На смену ему из Баварии прибыл другой проповедник, Госнер, из той же партии ново-католиков, к которой принадлежал и Миндель. Ему был оказан еще более благосклонный прием; речи его отличались еще большим красноречием, так что жители столицы всех вероисповеданий, не исключая и православного, толпами собирались по вечерам в католическую церковь на Невском проспекте слушать его проповеди. Попов бывал на его проповедях вместе с Магницким, Руничем и другими, которые, по словам Греча, "ходили на эти поучения из угодливости к их покровителю кн. Голицыну".
В 1823 году П. был отпущен за границу, чтобы поправить расшатавшееся здоровье. А. С. Шишков в своих записках говорит, что болезнь была лишь поводом, настоящей же причиной поездки П. за границу было сношение его с методистами. Ho позднейшее расследование обнаружило, что П. перед поездкой был действительно болен, не мог являться в Департамент, и дела для подписи отправлялись к нему на дом. Возвратившись из-за границы 13-го сентяб. 1823 г., П. вскоре снова принялся за свои обычные занятия, несмотря на предупредительное отношение к нему кн. Голицына, который советовал ему отдохнуть и писал: "заготовьте и ваше мнение, каким образом облегчить вас нужно на основании разговора моего с вами о сем. Христос да благословит начинания ваши и да будут они в славу Его". В 1824 г. проповедник Госнер, не довольствуясь проповедями, издал в С.-Петербурге книгу: "Geist des Lebens und der Lehre Jesu Christi. Betrachtungen und Bemerkungen über das ganze Neue Testament. Erster Band. Mathäus und Marcus". Издать книгу брался один из усердных почитателей Госнера — генерал-майор А. М. Брискорн и пригласил для перевода бывшего профессора Казанского Университета Яковкина и чиновника Трескинского. По окончании перевода I тома, в котором было помещено объяснение евангелия от Матфея, Брискорн принес рукопись Безаку, содержавшему вместе с Гречем типографию. Но перевод был неудовлетворителен и потребовал исправлений. Небольшое участие в его исправлении принял и П.; им было исправлено 19 полулистов. Изданием этой книги воспользовались враги кн. Голицына: митрополит Серафим, Аракчеев и Фотий, и книгу эту постановлено было предать сожжению, а переводчиков, исправителей, издателей, цензора и типографщиков предать суду. Госнеру Высочайшим указом было воспрещено право проповеди и он сам был выслан за границу.
Когда вскоре после этого государь удалил от Министерства Народного Просвещения князя Голицына, Попова и других, и на место Голицына был назначен А.С. Шишков, — отрешенный от места, П. вскоре устроился при своем бывшем покровителе кн. Голицыне, который принял его сотрудником в свое (Почтовое) ведомство членом Совета. Но новый министр народного просвещения, не довольствуясь тем, что П. был уволен от занимаемой им должности, несколько раз обращался с представлениями к государю о том, чтобы предать П. суду. Однако, государь всегда при докладах отзывался о нем с похвалой и защищал его, пока, наконец, не уступил настояниям министра и дал поведение о расследовании дела П. судом, наряду со всеми прочими, привлеченными по делу Госнера. Но так как П. был Директором Департамента Народного Просвещения и состоял в чине 4-го класса, то дело о нем подлежало суду Правительствующего Сената. Вследствие воспоследовавших в Сенате разногласий дело перешло на рассмотрение Государственного Совета, где произошли разные мнения, но Государь Император утвердил мнение тех членов Государственными Совета, кои подали голос за оправдание П.