Большая биографическая энциклопедия - репнин князь иван борисович
Репнин князь иван борисович
— боярин и дворецкий; ум. 5 июня 1697 г., сын князя Бориса Александровича; женат был на Евдокии Никифоровне Плещеевой (ум. 8 апреля 1695 г., погребена в Пафнутиевом Боровском монастыре). В 1640 г. он был стольником, в 1643 г. находился в Астрахани при отце своем, бывшем там воеводой, и в 1647 г. имел поместный оклад в 700 четв. и денежный—в 50 рублей. В 1648—1654 гг. он нес дворцовую службу, т. е. сопровождал царя в его богомольных походах в Троице-Сергиев монастырь, в Кашин и Звенигород, "смотрел в большой стол" на, торжественных обедах и бывал рындой на царских приемах, а в 1654 г. был головой у дворян во время Польского похода. За приезд в Вязьму на указной срок 17 марта 1655 г. он получил в прибавку 50 четв. и 5 рублей, да за "Литовскую" службу, т. е. за воеводство в Могилеве в 1655—1656 гг. получил еще прибавку 200 четв. и 15 рублей. Во время войны 1654—1656 гг. с польским королем Яном-Казимиром, когда западнорусский край был занят войсками царя Алексея Михайловича, — во многие города "Литовской" Руси были назначены московские воеводы,—и в Могилев назначен, 1 ноября 1655 г., князь Р. Он и товарищ его Фед. Богд. Глебов получили наказ, в котором, кроме обычного повеления принять денежную, хлебную и зелейную казну, было подробно сказано, что входило в круг их обязанностей. Они должны были обращать особенное внимание на "сидельцев" (осажденных) г. Быхова; узнавать об отношениях польского короля к шведскому королю, крымскому хану и гетману войска Запоролжского Богдану Хмельницкому; оберегать Могилев от прихода воинских людей, наблюдать за сохранностью хлебных запасов, милостиво обходиться с могилевскими жителями, а суда им ни в каких делах не давать, потому что царь пожаловал их, велел им между собой судиться в ратуше по прежним обычаям. Для могилевской службы велено выделить им себе в Могилевском уезде — князю Репнину 100 крестьян, а Глебову 50, и владеть ими, пока они будут на могилевской службе, "а доходы всякие с тех крестьян им на себя делать против их мочи, а лишнего через их моч у них ничего не имать, чтоб им не было большие налоги и тягости, и челобитья от них к государю не было, и розно не разойтись".—В 1650 г. Р. был судьей Владимирского Судного Проказа и был послан в Полоцк для бережения от прихода воинских людей, а в 1658 г. был стольником у стряпчих при встрече Грузинского царевича Теймураза и во время обеда "смотрел в кривой стол". В том же году он был пожалован в бояре и дворецкие, а в 1659—1660 гг. был осадным воеводой в Полоцке, но отпущен был в Москву по болезни. В 1661 г. вторично был судьей во Владимирском Судном Приказе. В этом году Аф. Лавр. Ордин-Нащокин, бывший послом в Швеции, писал царю Алексею Михайловичу о своих соображениях по поводу заключения мира как со Швецией, так и с Польшей, и предлагал, чтобы съезд с польскими комиссарами был в Полоцке, а великим послом — князь Ив. Бор. Репнин, "потому что его Литва хорошо знает, разум и дела его выславляет везде"; с князем Р. он полагал желательным послать думного дьяка Алмаза Иванова.
В 1661—1665 гг. Р. был воеводой в Новгороде. Интересны подробности одной из встреч князя Р. в пределах Новгородской области, при приезде его туда на воеводство. Во второй половине мая 1661 г. до настоятеля Новгородского Иверского монастыря архимандрита Филофея дошло известие, что назначенный в Новгород воевода, боярин князь Ив. Бор. Репнин выехал из Москвы и скоро прибудет в Новгород. На пути князя Репнина лежало монастырское село Выдропуск, и архим. Филофей написал "посельским старцам" Аврамию и Алимпию, чтобы они приготовили для него приличное помещение. "A как он к вам приедет — заканчивается наставление, — и вы б поднесли ему две чети овса, или сколко пригож, по тамошнему смотря, да сена, да хлебов печеных и квасу по рассмотрению, чтоб честь воздать достойную, и ни в чем им не прекословить".
Близость Новгорода к Швеции требовала особенной внимательности как в ратном деле, так и в правильном ведении торговли. Тихвинский монастырь принимал деятельное участие во внутренней и внешней торговле, а потому в 1662 г. князь Р. неоднократно писал туда архимандриту Иосифу о разных мероприятиях относительно торговли: 1) о продаже юфти, льна, пеньки, говяжьего сала и красной меди лишь особо назначенным покупщикам; 2) о производстве в Тихвине торговли со шведами на основании Кардисского договора; 3) о расспросе Новгородских торговых лучших людей, производивших торговлю в шведских городах: Стекольне (Стокгольме), Риге и Колывани (Ревеле), нет ли каких-либо стеснений сравнительно со Столбовским договором в покупке, продаже и вывозе товаров, платеже пошлин и пр. Это надо было знать, потому что вскоре должны были отправиться из Москвы великие послы на съезд со шведскими послами. Во главе посольства назначен Вас. Сем. Волынский, а князю Репнину велено было выбрать для сопровождения его на съезд 200 самых лучших рейтар. — Игумену Александро-Свирского монастыря Симону князь Р. писал в том же 1662 г. о наблюдении за шведскими торговцами на Александро-Свирской ярмарке. Для досмотра и приема в казну так называемых указных товаров князь Р. распорядился выбрать целовальника из посадских людей.
Обилие монастырей в Новгороде и его окрестностях усложняло воеводские обязанности князя Р. Так, например, в конце 1661 г. он получил от царя Алексея Михайловича повеление отпустить, согласно челобитной строителя Вишерского монастыря, деньги на построение новой церкви в этом монастыре, а несколько месяцев спустя хлопотал о присылке из Иверского монастыря резчика, для починки раки Преподобного Саввы Вишерского; резчик явился, но отказался чинить раку, так как она резана и золочена по левкасу; на устройство же новой раки потребовалось бы очень много времени,—около года. Архимандрит Иверского монастыря Филофей часто обращался с отписками то к князю Р., то к патриарху Никону. В конце января 1662 г. он жаловался князю Р. на разгром произведенный в одном из монастырских сел немецким полковником и его людьми: у нескольких крестьян были отняты гуси, откормленные борова, сено, овес, а у одного из пострадавших взяты, кроме того, женские ферези на заячьем меху, крытые зеленым киндяком, и маленькая сковородка с рыльцем.
Весной 1662 г. нужно было собрать с Новгорода и с Новгородского уезда стрелецкий хлеб для выдачи хлебного жалованья, а из привозного Псковского хлеба продавать или раздавать в долг бедным людям. Встретилось затруднение в сборе хлеба со "властей", т. е., с митрополита, с духовенства и, главным образом, с Иверского монастыря, имевшего жалованную грамоту, по которой он был "обелен", т. е. освобожден от всех податей. Иверский и Воскресенский монастыри в Новгороде находились в главном заведовании патриарха Никона, и тот, по просьбе настоятелей, выхлопатывал у царя разные льготы, как, например, освобождение монастырских крестьян от ямской службы и выбора в целовальники, а соляных монастырских промыслов—от платежа "пятой" деньги. В Вышнем Волочке, отписанном за Иверский монастырь, было запрещено вновь открывать кабак и ссылать крестьян, поселившихся на земле, принадлежавшей прежнему кабаку. Все эти отмены вызывали обширную переписку: посылались челобитные царю и донесения патриарху, делались справки, и князь Р. получал указы относительно разных распоряжений.—В 1663 г. князь Р. удостоился похвалы от царя за то, что установил цену всяким хлебным и съестные запасам и запретил перекупщикам покупать прежде мирских людей, отчего цена на съестные припасы понизилась и они стали доступнее для бедных людей.