Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - сокальский петр петрович

Сокальский петр петрович

(1830—1887) — литератор, композитор и исследователь русской народной песни. Окончив курс в Харьковском унив. и получив степень магистра химии, писал в "Московских" и "С.-Петербургских Ведомостях" и "Голосе", издавал и редактировал "Одесский Вестник", помещал статьи по литературе и искусству в "Отечеств. Записках", "Русской Мысли" и пр. Написал оперы: "Мария" (или "Мазепа"), "Майская ночь", "Тарас Бульба" ("Осада Дубно"); первая осталась незаконченной. В шестидесятых годах С. читал лекции о музыке в одесском филантропическом обществе, в которых намечены идеи о русской народной музыке, получившие полное развитие в его капитальном труде "Русская народная музыка" (Харьков, 1888). Из других музыкально-литературных трудов С. особого внимания заслуживают статьи: "Китайская гамма в русской народной музыке" ("Музыкальное Обозрение", 1885—86) и "О будущности русской музыки" ("Баян", 1889). Кантата С. "Пир Петра Великого" была премирована русским музыкальным обществом в Петербурге, в 1860 г.

Н. С.

{Брокгауз}



Сокальский, Петр Петрович

— род. 14 сентября 1832 в Харькове, ум. 30 марта 1887 в Одессе. Внук профессионального музыканта и дирижера и сын профессора харьковского университета, С. в 1847—52 учился в харьковском университете (естественный факультет) и в то же время занимался музыкой, учиться которой (фп.) стал рано. По окончании университета С. поступил преподавателем в екатеринославскую гимназию; в то же время он стал собирать народные песни. Получив степень магистра химии в Харькове в 1855, С. был затем домашним учителем, сотрудничал в журнале министерства государственных имуществ и других общих изданиях, три года состоял секретарем русского консульства в Нью-Йорке (1857—60; здесь С. сделал наброски своей первой оперы). С 1860 был помощником своего брата по редактированию "Одесского вестника", а в 1871—76 редактором его. Во время русско-турецкой войны С. находился на театре ее, но с 1878 отдался главным образом музыке. Плодотворная общественная и литературная деятельность С. была крайне разнообразна. Начиная с 1855 С. выступал в печати в качестве беллетриста, автора специальных статей по химии, сельскому хозяйству, экономическим вопросам, музыке и газетного корреспондента (из Америки, из Турции). Сторонник общественной самодеятельности, С. основал в Одессе несколько обществ, в том числе "Филармоническое" (1864), где читал лекции о музыке. Плод многолетних трудов С., капитальное исследование "Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и отличие ее от основ современной гармонической музыки" выпущено было в свет в Харькове 1888, после смерти С., братом покойного И. П. С. В сочинении этом, в своем роде единственном, С. устанавливает звукоряды, лежащие в основе народной русской песни (в разные эпохи ее развития), а также стремится выяснить — в связи с текстом — ее ритмическое построение. Из композиций С. крупнейшей является "Осада Дубно", опера в 4 д. с пролог. (либретто С. на сюжет "Тараса Бульбы"; клавираусц. напечат.); начата она 1876, изд. 1884 и нигде целиком не ставилась. Опера эта в музык. смысле широко задумана, но не выдержана; судя по ней С. талант далеко не заурядный, которому не хватало однако знаний и опыта, чтобы создать нечто действительно выдающееся. Кроме "Осады Дубно" изданы еще: "Славянский марш", "Священный благовест" для 4 голосов; "Песнь утопленницы" и, " Дума" (для 1 гол.); "О Rimembranza" и южно-славянская рапсодия "На берегах Дуная" (для фп.); несколько романсов, полек, вальсов и др. В 1903 вышел из печати посмертный сборник малорусских и белорусских народных песен в обработке С., с интересным (неоконченным) предисловием, где проводится мысль о допустимости и неизбежности авторского субъективизма при обработке народных песен. Написаны, но не изданы: оперы "Мазепа" (или "Мария"; не оконч.) и "Майская ночь", фортепианные пьесы, много хоров и 32 романса (для пения с фп.). Статьи С. по музыке печатались в "СПб. Ведомостях" (1863, №№ 1—31), "Времени" ("О музыке в России" 1862, март), сборнике "Из мира искусства и науки" ("О механизме музык. впечатлений"; 1887, выпуски 1 и 2) "Голосе", "Отечественных записках", "Русской Мысли", "Музыкальном обозрении" ("Китайская гамма в русской музыке", 1885, №№ 26—27) и "Баяне" ("Будущность русской музыки", №№ 15—18). Остались в рукописи "Основы музыкальной психологии" и "Лекции по истории музыки".

{Риман}



Сокальский, Петр Петрович

композитор и писатель, был после своего брата редактором-издателем "Одесского вестн."; † 30 марта 1887 г.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сокальский петр петрович
Значение слова сокальский петр петрович
Что означает сокальский петр петрович
Толкование слова сокальский петр петрович
Определение термина сокальский петр петрович
sokalskiy petr petrovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):