Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - зарудная варвара михайловна

Зарудная варвара михайловна

— род. 5 декабря 1857 в Екатеринославе; по окончании гимназии в Харькове, изучала пение там же в Музыкальном училище И. Р. М. О. у Прохоровой-Маурелли, а затем 1879—82 в СПб. консерватории (Ниссен-Саломон, Эверарди). Пела затем с большим успехом в Киеве у Сетова и, вышедши 1883 замуж за Ипполитова-Иванова (см.), назначенного директором тифлисского музык. училища, — в Тифлисе, по временам гастролируя также в Киеве и др. С 1894 состоит профессором пения при московской консерватории.

{Риман}



Зарудная, Варвара Михайловна

(Зарудная-Иванова; по мужу Ипполитова-Иванова) [5(17).12. 1857, Екатеринослав, ныне Днепропетровск — 14.3.1939, Москва] — арт. оперы (лирич. сопрано), камерная певица и педагог. Жена М. Ипполи-това-Иванова. Род. в дворянской семье. Окончила Харьков. гимназию. В 1876 поступила в местное муз. уч-ще РМО, где обучалась пению в кл. К. Прохоровой-Маурелли, с 1879 — в Петерб. конс. (три мес. у Н. Ирецкой, затем у Г. Ниссен-Саломан и К. Эверарди). В этот период принимала участие в муз. вечерах, проходивших в домах А. Бородина, В. Стасова, Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, Ц. Кюи. Здесь ею были исполнены по рукописям отрывки из партий Снегурочки, Ганны ("Майская ночь"), Ярославны ("Князь Игорь"; А. Бородин написал эту партию в расчете на голосовые возможности певицы). Окончив конс. с серебряной медалью в 1882, дебютировала в Киеве (антр. И. Сетова), затем выступала в Харькове, Тифлисе (1883—93, дебютировала в партии Антониды; нек-рые партии в операх рус. и зарубеж. композиторов исп. на груз. яз.). С 1893 эпизодически гастролировала в Иркутске, Казани, Калуге, Тифлисе, Петербурге (Мариинский т-р). Ежегодно ездила в Киев. где совершенствовалась в вокальном искусстве под рук. К. Эверарди и одновременно выступала в местной опере. Обладала гибким голосом мягкого, теплого тембра, музыкальностью, сцен. мастерством. С одинаковым успехом исп. лирич., драм. и колоратурные партии.

1-я исп. партий: Ноэминь ("Руфь"), Зорайи ("Азра"); в Тифлисе — Татьяны ("Евгений Онегин"), Марии ("Мазепа", пела в присутствии П. Чайковского, к-рый высоко оценил талант певицы). Кумы Настасьи ("Чародейка"); в Киеве — Татьяны ("Евгений Онегин"), Тамара ("Демон"). Лучшие партии: Антонида, Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Ярославна ("Князь Игорь"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Кума Настасья, Церлина ("Дон Жуан"), Маргарита ("Фауст"), Селика. Др. партии: Людмила ("Руслан и Людмила"); Джильда, Аида, Микаэла, Джоконда, Галька. Партнеры: М. Инсарова, П. Кошиц, П. Лодий, И. Прянишников, Е. Ряднов, И. Тартаков, Л. Яковлев. Пела п/у М. Ипполитова-Иванова, И. Прибика.

З. была замечательной камерной певицей. Часто выступала в симф. концертах и/у В. Сафонова, А. Рубинштейна, М. Ипполитова-Иванова. Камерный репертуар включал произв. А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, А. Рубинштейна, П. Чайковского, М. Ипполитова-Иванова, Р. Шумана, Ф. Мендельсона и нар. песни.

С 1883 вела пед. деят-сть в Тифлисе: вначале преподавала в муз. классах, затем — в Муз. уч-ще, в организации к-рого принимала активное участие вместе с Ипполитовым-Ивановым. Здесь в ее кл. занималось ок. 40 учеников. С 1890 по инициативе 3. силами студентов уч-ща ставились отрывки из опер "Жизнь за царя" М. Глинки, "Русалка" А. Даргомыжского, "Фауст", "Риголетто", а также "Свадьба Фигаро" (полностью). Сыграла значительную роль в развитии вокальной культуры в Грузии. В 1893—1924 преподавала в Моск. конс. (с 1903 проф., с 1914 засл. проф.). Являлась последовательницей методов преподавания К. Эверарди. В 1917 вместе с Ипполитовым-Ивановым организовала Вокальную студию им. П. И. Чайковского, в к-рой занималась рабочая молодежь. В 1922—23 здесь были поставлены: "Свадьба Фигаро", в 1925—26 — "Снегурочка", в 1926—27 — "Так поступают все", в 1927 — "Хованщина", в 1928 — "Черевички" и "Евгений Онегин". Среди учеников (всего 65) — К. Арле-Тиц, А. Белянин, Н. Бичурина, М. Дидебулидзе, A. Джаксли, А. Добровольская, Е. Егоров, З. Ершова, Е. Ждановский, С. Зорич, Н. Кемарская, Н. Колесникова, Е. Копосова-Держановская, B. Макарова-Шевченко, К. Минаев, М. Мирзоева, Н. Нагачевский, В. Никольский, С. К. Новоспасская, Ф. Петрова, В. Петрова-Званцева, О. Петрусенко, А. Позднякова, М. Риолли-Словцова, Т. Рчеулишвили, Е. Сабинина.

Вела переписку с П. Чайковским (см.: Искусство. 1927. № 4; рук. материалы — в ГЦММК, ф. 2, ед. хр. 5113—19).

Соч.: О том, о сем и обо всем по пению и преподаванию и оперному делу (1921, рук.). — в ГЦММК, ф. 2, ед. хр. 2070; Искусство пения (заметка, 1924—25). — Там же, ф. 2, ед. хр. 2073.

Лит.: Моравский Г р. [Сообщение из Киева] // Муз. мир. 1883. № 2. С. 5—6; А-въ. B. М. Зарудная // Театр. мирок. 1892. № 51. C. 9—10; Ипполитов-Иванов M. M. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. — М., 1934; В. М. Зарудная-Иванова. (Некролог) // Сов. музыка. 1939. № 3. С. 121; Черная Е. Соратница Шаляпина // Сов. музыка. 1963. № 10. С. 81—87; Подземская Л. П. M. M. Ипполитов-Иванов и грузинская музыкальная культура. — Тбилиси, 1963. С. 45—46, 71—72; Mшвелидзе А. Очерки по истории музыкального образования в Грузии. — М., 1971. С. 65, 83, 102—103; Яковлева А. В. М. Зарудная-Иванова — педагог // Труды Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. — М., 1976. Вып. 24. С. 247—265; M. M. Ипполитов-Иванов: Письма. Статьи. Воспоминания / Сост., автор вступ. статьи и коммент. Н. Н. Соколов. — М., 1986.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое зарудная варвара михайловна
Значение слова зарудная варвара михайловна
Что означает зарудная варвара михайловна
Толкование слова зарудная варвара михайловна
Определение термина зарудная варвара михайловна
zarudnaya varvara mihaylovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):