Биографический словарь - баранцевич казимир станиславович
Баранцевич казимир станиславович
Тогда же проявились и общественные симпатии Б., сказавшиеся сперва в своеобразном народничанье, а позднее вылившиеся в ярко-определенное сочувствие тем, кто погибает "под гнетом" (как озаглавлен первый сборник его повестей). С 1870 года, когда умер отец и на руках у Б. осталась больная мать, началась для него тяжелая, трудовая жизнь.
Приходилось работать по 15 16 часов за ничтожнейшее вознаграждение. Позднее Б. служил в правлении СПб. конно-железных дорог. В 1873 году его переделка в драму белыми стихами "Князя Серебряного" Ал. Толстого ("Опричина") была поставлена в Александринском театре; но еще много лет приходилось терпеть нужду. Эти бытовые условия усилили ту меланхолическую ноту, которая составляет основу его таланта.
В 1874 году Б. впервые дебютировал в печати рассказом: "Один из наших старых знакомых", который прошел незамеченным; затем стал писать постоянно и много. Повесть "Порванные струны" ("Слово", 1878 год) ввела его в ряды профессиональных писателей, и повести и рассказы Б. стали появляться в "Деле", "Вестнике Европы", "Отечественных Записках", "Русской Мысли", "Северном Вестнике", "Труде", "Живописном Обозрении", "Устоях", "Всемирной Иллюстрации", "Новостях", "Русских Ведомостях" и других; значительная часть их вошла в сборники, изданные под разными названиями: "Под гнетом" (1885), "Порванные струны" (1886), "Маленькие рассказы" (1887), "Новые рассказы" (1889), "Старое и новое" (1890); упомянем также романы "Раба" (1888), "Тихое счастье" (1897), "На севере диком" (1895), "Две жены" (1894), "Больная кровь" (1900), "Борцы" (1896), "Свободные сны" (1904). Много писал Б. и для детей (в "Роднике", "Задушевном Слове" и других изданиях); отдельно изданы, между прочим, "Весенние сказки" (1894), "Золотые дни" (1902). "Б. не силен в типах, говорит С.А. Венгеров , ему не удалось ввести в галерею русских литературных типов какое-нибудь определенное лицо... Литературное дарование Б. становится заметным только тогда, когда надо передать читателю настроение... Повести Б. написаны в манере старых пейзажистов и сильно напоминают эпоху романтизма. В слабых произведениях его примесь романтизма и делает их слабыми, но более удачным она сообщает ту теплоту, которую следует признать лучшей составной частью его таланта.
Не всегда удовлетворяя читателя относительно жизненности и яркости действующих лиц, неопределенная, точно сумеречная манера письма Б. с большим умением вводит в те отзывчивые на людское горе настроения, под влиянием которых создалось большинство повестей его". Серые герои городской обыденщины нашли в Б. талантливого бытописателя.
Полное собрание сочинений (14 т.) Б. выходит с 1911 года (издание товарищества Маркс), автобиографию его см. у С.А. Венгерова ("Критико-Биографический словарь русских писателей и ученых", т. II, там же и оценка) и в сборнике Ф.Ф. Фидлера , "Первые литературные шаги" (М., 1911). О Б. см. К.К. Арсеньев , "Русские беллетристы нового поколения" ("Вестник Европы", 1884, № 4), "Беллетристика последнего времени" ("Вестник Европы", 1887, № 12), "Модная форма беллетристики" ("Вестник Европы", 1889, № 4) и "Критические этюды", т.
II; Андреевич , "По поводу 25-летия литературной деятельности Б." ("Жизнь", 1899, № 2); Н.К. Михайловский ("Сочинения", т. V, "Под гнетом"); А.М. Скабичевский , "История новейшей русской литературы". Н. Л-р. .