Энциклопедия Японии - фудзи
Фудзи
(Фудзисан, Фудзияма) самая высокая горная вершина (3776 м) Японии. Существуют различные версии происхождения названия Фудзи. Одна из них связывает его с айнским словом "огонь". Во всяком случае, к огню Фудзи имеет непосредственное отношение, поскольку является вулканом с кратером диаметром около 500 метров и глубиной до 200 метров. Самые разрушительные извержения произошли в 800, 864 и 1707 гг. Известно, что во время последнего извержения Эдо, расположенный в 120 км от Фудзи, был покрыт слоем пепла в 15 см. Фудзи не только образец природной гармонии и символ Японии, она зримое воплощение нерушимой связи традиций и современности в жизни японского народа. Японцы, в которых не угасли гены поколений, живших испокон веков общими ритмами с Природой, способны подолгу созерцать застывшую вечность любимой горы, вспоминая известные стихи и легенды и проникаясь состоянием умиротворения и просветленной отрешенности. В первой японской поэтической антологии "Манъёсю" Фудзи предстает уже известной и почитаемой горой.
Ямабэ Акахито, знаменитый поэт того времени, посвятил ей целую оду:
...Лишь только небо и земля
Разверзлись в тот же миг,
Как отраженье божества,
Величественна, велика,
В стране Суруга поднялась
Высокая вершина Фудзи!..
Из уст в уста пойдет рассказ
О красоте твоей,
Из уст в уста, из века в век...
Высокая вершина Фудзи!
Перевод А. Е. Глускиной
Согласно легенде, Фудзи возникла в одну ночь в 285 г. до н. э. и, будучи высочайшей вершиной, заняла ведущее место в культе гор, который зародился на Японских островах в глубокой древности. Однако поначалу не все гладко складывалось для горы-красавицы. В книге Н. А. Иофан "Культура древней Японии" приводится отрывок из "Хитати фудоки" ("Описание земель Хитати"), нач. VIII в.: "Во время своих странствий Миоя-гами-но микото прибыл на закате на гору Фудзи и стал просить о ночлеге. Дух Фудзи ему отказал, ибо в ту ночь предстояло празднование Ниинамэ (осеннего благодарения), и потому божеству было недосуг. И тогда Великий Предок проклял Духа Фудзи и объявил, что отныне за то, что тот отказал в убежище своему предку, гора Фудзи навечно будет покрыта снегом, чтобы никто не смог взойти на нее и служить Духу Горы. Когда же Великий Предок явился к горе Цукуба и попросил у нее пристанища, божественный Дух Горы с радостью принял его и в праздничную ночь Ниинамэ угощал гостя дарами нового урожая. В благодарность Миоя-гами-но микото благословил Цукуба, пообещав божеству горы радость и процветание храма, доколе существуют небо и земля..." В этой легенде слышны далекие отзвуки той борьбы, которая происходила на рубеже бронзового и железного веков между племенными вождями жрецами культа гор (культа дотаку) и племенами завоевателей с Северного Кюсю. Проклятие, тяготеющее над Фудзиямой, о котором рассказывает легенда, возможно, является позднейшим переосмыслением табу, также связанного с культом гор. Отталкиваясь от древней легенды, можно сказать, что гнев Великого Предка, покрывшего Фудзи снегом, значительно способствовал ее красоте. Поклонение священной горе, зародившееся на раннем этапе японской истории, конечно же, вызывало у религиозно настроенных людей желание подняться на вершину и поклониться ее Духу. Такую возможность предоставляет летнее время, когда тает снежное покрывало Фудзи. Сохранилась документальная запись о том, что в 1500 г. в июне на Фудзи поднялась большая группа паломников. Немного позднее было организовано Фудзи-ко общество, объединявшее почитателей Фудзи, полагавших, что эта гора была "началом Неба и Земли", столпом нации и основанием национальной государственности. В период Эдо (1600–1868) существовало уже более 800 организаций, ведавших восхождением на Фудзи. Паломники одевались в белые одежды, что символизировало чистоту сердца и помыслов, и имели длинные посохи, поскольку подъем требовал значительных усилий. Известная поговорка гласит: "Тот, кто ни разу не поднимался на Фудзи, глупец, тот же, кто поднимался дважды, вдвое глупец". Имеется в виду, что совершить восхождение обязательно нужно, так как оно оставляет глубокие впечатления, но трудности при этом таковы, что второй раз их испытывать не стоит. Последователи Фудзи-ко почитают дух ("ками") Фудзи, получивший имя Сэнгэн Дайбосацу, считая его покровителем во всех повседневных делах, в том числе и в бизнесе. У божества Фудзи есть и другие имена, например Асама или Коно-ха-на Сакуяхимэ ("Принцесса, заставляющая цвести деревья"). Согласно синтоистскому поверью, она парит на светящемся облаке над кратером и охраняет гору от скверны. В 806 г. на Фудзи был построен первый храм, в котором она стала почитаться как Сэнгэн Дайгонгэн. Позже ее образ воплотился в молодой девушке с широкополой шляпой и большой веткой глицинии на плече. Ее имя Фудзи-химэ вобрало название горы и название глицинии. "Танец девушки с глицинией" сначала вошел в репертуар театра Кабуки, где приобрел популярность, а затем изображение девушки с глицинией стало распространенным в гравюре и живописи, а также в виде кукол. В хорошую погоду Фудзи наблюдается со значительной территории центральной части острова Хонсю (из 13 префектур), но наиболее красивыми считаются виды со стороны океана: именно здесь пролегала знаменитая Токайдо дорога, связывавшая Киото и Токио. По Токайдо путешествовали многие поэт ы и художники, запечатлевшие восхищение прекрасной горой в своем творчестве. Знаменитой является серия гравюр Хокусая (1760–1849) "36 видов Фудзи", которую он создал в 30-х гг. XIX в. под впечатлением поездки по Токайдо. Но Хокусай был не первым художником, посвятившим свое творчество горе-символу. Изображение горы Фудзи впервые появилось в серии свитков, повествующих о жизни священника Иппэна (1239–1289); затем в работах художников школы Римпа; серии "100 видов Фудзи" были сделаны художниками Тайга (1723–1776) и Бунтё (1763–1840). Интересно, что Хокусай создал еще одну серию "100 видов Фудзи", издав ее в 1834 г. в виде альбома. Другой знаменитый художник, работавший в области пейзажной гравюры, Хиросигэ (1797–1858), уже в зрелом возрасте создал свою серию "36 видов Фудзи". Изображения этой горы можно встретить и на других листах его работ. В наши дни на вершине Фудзи находятся синтоистский храм и метеостанция. Для подъема гора открыта с 1 июля по 31 августа, и множество японцев и иностранцев используют эту возможность. Значительную часть поднимающихся сегодня составляют уже не паломники, а туристы, которым предоставляются всевозможные удобства, в том числе значительно облегчающие путь наверх, поскольку теперь практически половину подъема, до пятой станции, можно проделать на комфортабельном автобусе, любуясь из окна живописными видами. Подъем от этой станции до вершины (всего станций десять) занимает около 4,5 часа. Конечно, приток значительных людских масс создает множество проблем в районе Фудзи. Строительство отелей, развлекательных заведений, прокладка шоссейных дорог способствовали резкому ухудшению экологического баланса. Было вырублено немало леса на склонах Фудзи, туристы оставляют после себя горы мусора. Для очистки национальной святыни приходится даже привлекать войсковые части. Хотя этим проблемы Фудзи не ограничиваются, она по-прежнему остается горой, которой гордятся и любуются. Для японцев символика Фудзи включает такие фундаментальные понятия, как страна, нация, Красота, божественная Чистота, Гармония... Фудзи представляет собой не просто замечательный природный объект, но и весьма значительное явление в японской культуре. А особенно радует Фудзи, если приснится в новогоднюю ночь, так как это обещает благополучие, здоровье и счастье на весь предстоящий год.
* * *
Туман и осенний дождь.
Но пусть невидима Фудзи,
Как радует сердце она!
Басё (1644–1694)
Перевод В. Марковой
Япония от А до Я. Энциклопедия
EdwART
2009