Энциклопедия Японии - фудзивара
Фудзивара
1), род старейший и известнейший придворный клан (Фудзивараси), обладавший огромным политическим влиянием и властью в период Хэйан (794–1185). Его влияние при дворе в тот период было абсолютным, а вклад в развитие японской культуры так велик, что это время и следующие три столетия иногда называют эпохой Фудзивара. Основана эта выдающаяся семья была в VII в. представителем сильного клана Накатоми-но Каматари. В 669 г. император Тэндзи в награду за службу дал своему ближайшему сподвижнику и организатору реформ Тайка новую фамилию Фудзивара. Родоначальник клана Фудзивара-но Каматари умер в том же году. Его сын Фудзивара-но Фухито выдал одну свою дочь замуж за императора Момму, а другую за императора Сёму, и в дальнейшем такая практика стала излюбленным приемом семьи Фудзивара, применяемым для усиления своей роли при дворе и влияния на политику императора. Многочисленные родственники императора принадлежали к этому клану и оказывали на своего богоподобного родственника сильнейшее давление. Один из четверых сыновей Фухито основал сильнейшую ветвь своего рода Хоккэ. Фудзивара-но Ёсифуса впервые стал официальным регентом при императоре Сэйва (850–881). Таким образом, впервые в японской истории император был бескровным путем отстранен от власти. Фудзивара стали основателями очень популярной в следующие века практики регентства. Единственным неудобством для клана Фудзивара было то, что регенты освобождались от службы, когда император достигал совершеннолетия. Поэтому Фудзивара-но Мотоцунэ ввел новый официальный пост кампаку (верховный канцлер, регент при взрослом императоре). Наибольшего могущества клан Фудзивара достиг при Митинага (966–1028), который стал отцом четырех императриц и дедом трех императоров и практически правил империей на протяжении тридцати лет. В это время авторитет императора был еще высок, но хотя он и освящал как высший синтоистский священник сложившиеся институты и законы, регулирование практических государственных и частных дел было прерогативой чиновников из рода Фудзивара, занимавших все ключевые посты в государственном аппарате. В этот же период особенного расцвета достигает культура, составляются поэтические сборники, строятся новые храмы и дворцы, например павильон Феникса. После смерти Фудзивара-но Митинага влияние клана стало ослабевать, особенно в провинциях. Появились молодые, дерзкие феодалы-полководцы, смело отбиравшие силой оружия у клана Фудзивара экономическую основу их власти землю. Через 40 лет после смерти Митинаги на престол взошел император, чья мать была не из рода Фудзивара. В 1156 г. разразилась война Хогэн, власть в стране захватил молодой, но сильный военный дом Тайра. В 1160 г. объединенные силы Фудзивара и Минамото были разбиты, политическому могуществу древнего рода пришел конец. Остальные члены рода Фудзивара хотя и заняли в истории Японии значимые места, но уже в другой области семья дала стране много талантливых поэтов и ученых.
2) (кё) столица Японии с 694-го по 710 г. На ее месте теперь стоит город Касихара (префектура Нара). Моделью для строительства Фудзивара(кё) послужил Лоян столица императоров Северной Вэйской династии в Китае. Город представлял собой совершенно правильный прямоугольник со сторонами 3,2 километра с юга на север и 2,1 километра с востока на запад. Девятью улицами, проложенными с юга на север, и тринадцатью другими, пересекавшими их под прямым углом, Фудзивара(кё) была разбита на квадратной формы кварталы. Каждый из них в свою очередь делился на четыре квартала поменьше пересекавшимися в его центре узкими переулками. Все расстояния в городе были строго выверены. Так, улицы прокладывались на расстоянии 265,5 метра друг от друга, каждая была шириной от 10,6 до 24,8 метра. Центральный проспект Судзаку содзи (буквально Большая дорога Красной птицы), пересекавший город по оси север юг, был шириной около 32 метров, включая сточные канавы по обеим сторонам. Свое название проспект получил от мифической Красной птицы, которая в древнем Китае символизировала юг. Ширина переулков составляла около 9 метров. Квартал занимал в среднем 1,4 га. Дворцовый комплекс занимал середину северной части города, будучи по форме почти квадратом со сторонами 925,4 и 906,8 метра. Его окружала высокая, до 5,5 метра, стена, крытая сверху черепицей, какой обычно покрывали крыши домов. В стене было двенадцать ворот, по три с каждой стороны. Ворота представляли собой солидное сооружение с двускатной крышей, опиравшейся на восемнадцать столбов, установленных по шесть в ряд и отстоящих друг от друга на пять метров. За стенами располагались Большой зал приемов (Дайгокудэн), комплекс правительственных учреждений (Тёдоин) и императорская резиденция (Дайри). Их размещение повторяло размещение зданий на территории храмовых комплексов. При этом фасадами они также были обращены на юг, а самые важные строения резиденция императора располагались на севере. Император появлялся в Дайгокудэн, а его министры собирались в Тёдоин, где не только проводились заседания правительства, но и отправлялись различные церемонии. Дайгокудэн был крупнейшей постройкой дворцового комплекса: по фасаду она тянулась на 45 метров, а в глубину на 20 метров. Тёдоин состоял из двенадцати зданий, причем весь комплекс опять-таки имел форму правильного прямоугольника, вытянутого с юга на север. В Фудзивара(кё) перенесли и Асука-дэра. Первоначально это был семейный храм клана Сога, но в 680 г. по императорскому указу ему был присвоен статус официального храма. После перенесения в Фудзивара(кё) Асука-дэра стал именоваться Гангодзи. Вместе с императором в Фудзивара(кё) переехала знать со своей многочисленной челядью, город заполнился чиновниками, солдатами, торговцами, в нем постоянно находилось большое число крестьян, занятых на земляных и строительных работах. Население города достигало 20–30 тыс. человек. В 710 г. после отъезда императорского двора с его челядью и приближенными, массой чиновников и другого служилого люда Фудзивара опустела.
Япония от А до Я. Энциклопедия
EdwART
2009