Энциклопедия Японии - инсэй
Инсэй
правление монахов-императоров. В ХI–ХII вв., когда воинское сословие только формировалось и росло, когда в результате реформ Тайка в стране были приняты две официальные религии синтоизм и буддизм и главный соперник императорского рода клан Сога был побежден и уничтожен, на арену вышел победитель древнейший род Накатоми-Фудзивара. Представители этой богатой фамилии подчинили своему влиянию императорский род, оставив за собой пост государственных канцлеров, переходящий по наследству. Практически единственными претендентками на сердце императора и, соответственно, трон императрицы были дочери Фудзивара. Мириться со все возрастающим влиянием могущественных родственников императорской семье в конце концов надоело. Занявший в середине ХI в. трон император Го-Сандзё отказался от услуг Фудзивара по управлению страной. Он издал несколько указов, чтобы подорвать экономическое могущество дома Фудзивара. Политику Го-Сандзё продолжил сменивший его на престоле в 1072 г. Сиракава. Он тоже издал несколько указов, преследовавших ту же цель, а в 1087 г. совершил невиданный дотоле шаг отрекся от престола и принял монашество по буддийскому обряду. При этом он сохранил все свои властные рычаги, а его резиденция стала правительственной. Такая практика правления императоров-монахов получила в истории название "инсэй" ("ин" монастырь, а "сэй" правление). Сиракава, покинув трон, передал функции "отца нации" своему преемнику, с которым сохранил прочную связь и на которого оказывал сильное влияние. В то же время экс-император стал главой буддийской церкви, поставив и ее на защиту традиционного централизованного правления. Освобожденный от условностей двора, Сиракава наконец-то получил собственные вооруженные дружины хокумэн-но буси. Он возглавил и полицейское ведомство, на время даже остановив все нарастающую волну разбоев и бандитизма. Очень быстро экс-император Сиракава стал реальным центром властной структуры страны. Сиракава и его самые известные преемники в ранге экс-императоров Тоба и Го-Сиракава были ревностными буддистами. Все трое приняли монашество, построили множество храмов и монастырей, совершали частые паломничества и свято соблюдали ритуалы. Такой образ жизни требовал больших расходов, что вкупе с расходами на содержание вооруженных сил ложилось на плечи государства дополнительным налоговым бременем. И хотя экс-императору уже принадлежало около 600 поместий из 1000 по стране (у Фудзивара к тому времени осталось лишь около сотни), даже для него нести такое бремя было нелегко. Противоречия между экс-императором и монастырями, между Тайра и Минамото, между императором и Фудзивара привели в итоге к открытому противостоянию между всеми ними. После смерти экс-императора Тоба в 1156 г. вспыхнул мятеж. В результате правящий император Го-Сиракава взял на себя всю полноту власти и через полтора года последовал примеру предшественников, став монахом. Однако обстановка уже выходила из-под его контроля. Постепенно утрачивающий свое былое влияние экс-император оказался не у дел. Когда в 1192 г. Го-Сиракава умер, вместе с ним навсегда ушла и практика инсэй. Бывшие императоры, правящие страной из-за буддийского занавеса, были не нужны воинственному правительству сёгуната Камакура.
Япония от А до Я. Энциклопедия
EdwART
2009