Энциклопедия Японии - касуга тайся
Касуга тайся
древнее синтоистское святилище в городе Нара. Посвящено четырем божествам из трех храмов, связанных с кланом Фудзивара: храм Касима (божество Такэмикадзути-но Микото), храм Катори (божество Фуцунуси-но Ками) и храм Хираока (божества Амэнокоянэ-но Микото и Химэ-но Ками). Святилище Касуга тайся было основано в 709 г. правителем Фудзивара-но Фухито, чтобы защитить от сил зла новую столицу Хэйдзё(кё) (Нара), строительство которой должно было начаться в следующем году. Примерно в 768 г. святилище было перенесено со склона горы Микасаяма на нынешнее место. Вход в священные пределы Касуга тайся обозначен большими красными тории. По обеим сторонам каменные фонари. Их больше двух тысяч, ряды их протянулись до самого святилища. Каждый пожертвован богомольцем или группами паломников, приходившими сюда на протяжении веков. Самые древние относятся к периоду Камакура (1185–1333), самые "молодые" к началу нынешнего столетия. На многих можно разобрать надписи, указывающие имя дарителя и время, когда было сделано пожертвование. Только дважды в год в начале февраля, когда отмечается становление весны, и в середине августа в День поминовения усопших зажигают в них свечи. Далее аллея ведет мимо сада Манъё, в котором собраны сотни растений и цветов. Поднявшись на несколько каменных ступеней, паломники оказываются прямо перед главными южными воротами, представляющими собой постройку с двухъярусной, покрытой корой кипарисовика крышей на окрашенных в красный цвет столбах, очень похожими если не по размерам, то по общему виду на ворота буддийских храмов. За воротами тесная площадка, обнесенная с трех сторон крытой галереей, с потолка которой свисает множество металлических фонарей, и еще одни ворота, выполненные примерно в том же стиле, что и предыдущие, которые ведут к хондэн обители божеств, священные символы которых помещены в выстроившихся в один ряд четырех совершенно одинаковых маленьких постройках. Их архитектура отличается простотой форм и напоминает поднятые на сваях зернохранилища в поселениях 2000-летней давности. По архитектурному стилю Касуга тайся напоминает буддийские храмы. Ничего удивительного в том нет, если вспомнить, что ко времени проникновения буддизма на Японские острова у божеств национальной религии только-только начали появляться свои святилища. Впоследствии их сооружение стимулировалось строительством буддийских храмов, и в ряде случаев святилища заимствовали многие элементы их архитектуры. По мере усиления синто-буддийского синкретизма это заимствование заходило настолько далеко, что в ряде случаев только по наличию тории можно было отличить святилище от буддийского храма. Синкретизм проявлялся не только и даже не столько в архитектуре культовых сооружений. С течением времени местные божества были объявлены воплощениями будд и бодхисаттв. Эта участь не миновала и божества Касуга тайся. Свидетельством тому некоторые мандала (широко распространенные в буддийском искусстве картины). На мандала, нарисованной в 1309 г. и изображающей четыре святилища Касуга, под каждым указано буддийское имя: Такэмикадзути назван бодхисаттвой Фукукэндзяку Каннон, Фуцунуси Буддой-целителем Якуси, Амэнокоянэ бодхисаттвой Дзидзо, а Химэ Одиннадцатиликой Каннон.
Япония от А до Я. Энциклопедия
EdwART
2009