Энциклопедия Японии - кофукудзи
Кофукудзи
один из двух основных храмов буддийской секты Хоссо, расположенных в Наре. Построен в 669 г. Возникший как фамильный храм Фудзивара, Кофукудзи уже в 20-е гг. VIII в. стал официальным храмом и сохранял этот статус в течение веков. Беспощадное время жестоко обошлось с ним. История Кофукудзи наполнена пожарами и разрушениями. Только в течение XI в. храм горел трижды: в 1046, 1060 и 1096 гг. Потребовалось много лет, чтобы возродить храм из пепла, но в 1717 г. последовал очередной пожар, от которого Кофукудзи так и не оправился. Кофукудзи был в немилости у сёгунов из дома Токугава, которые никак не могли забыть о давней связи храма с кланом Фудзивара. Это чувство неприязни распространялось и на Кофукудзи, духовенство которого в силу указанных обстоятельств не могло рассчитывать на поддержку властей. Средств, которые удалось собрать после пожара 1717 г., хватило лишь на восстановление нескольких зданий. События 1867–1868 гг. привели к власти политических противников Токугава. Но и они не благоволили к Кофукудзи. Храм стал жертвой кратковременной, но полной эксцессов кампании "искоренения буддизма", спровоцированной правительством с целью подрыва влияния буддийского духовенства, служившего опорой сёгуната. Некоторые здания храма и часть его территории передали в ведение городских властей. Бесценные произведения буддийской скульптуры, созданные по заказу Кофукудзи, десятилетиями пылились в немногих оставшихся в ведении храма зданиях. Только после второй мировой войны были приняты эффективные меры по их сохранности: в 1958 г. на средства правительства для них было выстроено специальное выставочное помещение. Что же осталось в Кофукудзи от его блестящего прошлого? Самая старая из построек (Хокуэндо Северный восьмиугольный зал) относится к XIII в. Это реконструкция часовни, воздвигнутой в 721 г. в память Фудзивара-но Фубито. Ныне существующая пятиярусная пагода постройки 1426 г., хотя впервые воздвигнута она была в 730 г. Основанный в 813 г. Нанъэндо Южный восьмиугольный зал, в котором установлены изображения четырех царей защитников Закона Будды, также не сохранился в первоначальном виде. Нынешняя постройка относится к концу XVIII в. Нужно отдать должное тем, кто восстанавливал здания Кофукудзи: они стремились возродить их такими, какими они были прежде, и немало преуспели в этом, но многое ко времени восстановительных работ было уже безвозвратно утрачено. Так или иначе, в одном из самых древних храмов Нары не осталось ни одной постройки VIII в. Неоднократные пожары нанесли невосполнимый ущерб и буддийской скульптуре в Кофукудзи. Но даже то, что дошло до нас, позволяет говорить о нынешнем Кофукудзи как о сокровищнице буддийской скульптуры Японии. Здесь хранятся замечательные творения ваятелей разных эпох, начиная с VII в. и вплоть до XIII–XIV вв. Многие из них относятся к числу лучших образцов японской скульптуры. Бронзовая голова Будды подлинная жемчужина этой сокровищницы. Эта работа характеризуется строгими, простыми линиями, великолепно передающими черты лица, исполненные сдержанной силы. Скульптор упростил многое, избавился от ряда деталей и добился впечатления монументальности. Эта работа, в которой элементы физической красоты сочетаются с выражением духовных идеалов буддизма, была отлита, по всей видимости, в конце 70-х начале 80-х гг. VII в. Полностью она не сохранилась. Бронзовая голова была найдена в пределах Кофукудзи в 1937 г. Полутораметровая статуя Ашура дэва одного из демонов индуистской мифологии, инкорпорированного в буддизм и ставшего одним из восьми телохранителей Будды, относится уже непосредственно к Нарской эпохе: она была создана около 734 г. Трехголовый шестирукий Ашура дэва олицетворяет мощь божества, призванного выполнить порученную ему важную миссию. Но в отличие от других божеств-хранителей, поражающих воображение своим устрашающим видом, лица Ашура дэва исполнены юношеской нежности и изящества. Эта скульптура, особенно фигура переднего Ашура дэва с его сплетенными в молитве руками и детски наивным выражением лица, внушает спокойствие и умиротворенность духа. Среди скульптур храма заметное место занимают божества-хранители буддийского Закона. Много статуй погибло в пожаре 1180 г. После восстановления храма они были заменены новыми изображениями, создателями которых стали выдающиеся скульпторы того времени: Кокэй, его сын Ункэй, внуки Дзёкэй и Кобэн, один из учеников Кайкэй. Духовенство Кофукудзи нанимало этих мастеров, из поколения в поколение они жили и работали в пределах храма и время от времени принимали заказы от других храмов. Так, Ункэй и Кайкэй создали громадные, 8-метровые статуи Нио божественных стражей в Южных воротах Тодайдзи. Тот же Ункэй выполнил для Кофукудзи почти двухметровую статую одного из основателей школы Хоссо Мутяку, считающуюся одним из лучших образцов портретной скульптуры эпохи Камакура (1185–1333). Кобэн известен деревянными статуями демонов Рютоки и Тэнтоки, исполненными доброго юмора и отображающими тело в движении. Дзёкэй внес в скульптуру еще большую свободу и экспрессию, о чем свидетельствуют выполненные им изображения Нио и одного из учеников Будды Юима (Вималакирти). Сегодня Кофукудзи пользуется заслуженной репутацией сокровищницы буддийской скульптуры, а пятиярусная пагода храма стала символом самой Нара.
Япония от А до Я. Энциклопедия
EdwART
2009