Энциклопедия Японии - минка
Минка
традиционный японский дом. Минка значительно отличаются по своему стилю в зависимости от времени строительства и региона Японии, но общей чертой остается рамочная конструкция, состоящая из соединенных столбов и перекладин. Стены не имели несущего значения и образовывались заполнением промежутков между колоннами. Снаружи дома эти промежутки закрывались массивными деревянными дверьми и сдвижными внутренними дверьми сёдзи, а внутри дома панельными либо решетчатыми дверьми, покрытыми плотной бумагой (фусума). Все эти закрывающие промежутки между колоннами каркаса двери имели общее название татэгу. Внутреннее помещение делилось на пространство с земляным полом и пространство с деревянным полом, приподнятым на 50 см над уровнем земли. Люди сидели непосредственно на полу, обычно устланном циновками. Для приготовления еды в доме делался глиняный очаг. В части помещения с приподнятым полом находилась открытая печка без дымохода, которая топилась дровами и служила для обогрева. Крыши минка часто имели значительный уклон и устилались соломой, дранкой либо черепицей. По форме крыши были трех типов. Двускатная крыша простой формы, четырехскатная, четырехскатная крыша с пристроенными навесами. Второй и третий тип крыш, обычно крытых соломой, характерен для сельских домов, тогда как большинство городских домов имело черепичную двускатную крышу. Конек крыши, крытой соломой, украшался орнаментом. В домах с черепичной крышей, а также в регионах с обильными снегопадами в крыше делалось дымоходное отверстие. Над ним либо надстраивалась небольшая дополнительная крыша над основным коньком крыши, либо делалось мансардное окно. Обычно минка сооружались с навесом вдоль одной или нескольких сторон дома, который образовывал нечто подобное веранде. Минка, как постоянные жилища для различных слоев общества фермеров, рыбаков, купцов, конструировались с учетом специфических стилей жизни, а также местных климатических условий. Например, в районе Тохоку холодные зимы и использование лошадей в хозяйстве привели к тому, что основной дом усадьбы совмещался с конюшней. В районе Тюбу, где сельскую экономику определяло шелководство, сложный интерьер дома позволял максимально эффективно использовать внутреннее пространство для выращивания шелковичных червей. Хотя минка в большинстве районов Японии постепенно уступили место более современным типам жилья, однако некоторые интересные с исторической точки зрения дома были сохранены как памятники традиционной японской архитектуры. Стандартная планировка сельского дома начала XIX в. включала 4 комнаты, которые располагались за пространством с земляным полом дома. Большая раздвижная дверь служила главным входом и вела в дом. Земляной пол занимал одну треть всей площади помещения, здесь делали всю хозяйственную работу и варили еду. Для этих целей в дальней части устанавливали глиняный очаг и деревянную мойку. Из четырех комнат две использовались семьей для повседневных нужд. В задней комнате в полу устанавливалась печка из обожженной глины площадью 1 кв. м, в которой горели дрова для обогрева и освещения. Вокруг нее собиралась вся семья, особенно во время еды, причем каждый член семьи имел свое установленное место. В передней комнате сооружалась декоративная ниша токонома, где вывешивалась картина либо ставили цветы. Эта комната служила для приема гостей по особым случаям. Снаружи она выходила на узкую длинную веранду. Из-за дефицита места в городах городские дома занимали прямоугольную площадь земли вытянутой формы. За основным зданием располагалось хранилище. Для того чтобы туда попасть прямо с улицы, входную дверь в дом делали со стороны заднего двора. Вдоль него располагались три комнаты. В ближайшей к улице комнате держали товар и вели деловые переговоры. Средняя комната выполняла роль конторки и служила для приема клиентов. Дальняя комната выходила в закрытый садик. В ней была декоративная ниша токонома, но фактически эта комната использовалась для повседневных нужд семьи. Довольно часто в доме был второй этаж. Со стороны улицы помещение на втором этаже имело низкий потолок и использовалось под кладовку, а остальное пространство занимала еще одна комната. Таким образом, традиционный жилой дом был деревянным и имел открытую наружу конструкцию для максимальной вентиляции, а внутреннее помещение с помощью ширм и сёдзи (оклеенных бумагой раздвижных панелей) планировалось в зависимости от сезонных изменений и нужд семьи. Постройкой дома занимались профессиональные плотники дайку. Дайку одновременно являлись и архитекторами, так как они были способны разрабатывать и возводить всю конструкцию здания, учитывая пожелания заказчика. То, что строительством домов занимались профессиональные группы, привело к разработке определенных стандартов на материалы и конструкционные решения, к тому же существовали определенные запреты и ограничения как на конструкцию, так и на материалы домов для разных слоев населения. Дайку заранее производили все несущие столбы и балки конструкции в своих мастерских и за один день возводили каркас дома и крышу с помощью семьи (заказчика) либо приглашая наемных работников. Дайку держали в тайне секреты своего мастерства, например особые методы соединения балок, которые передавались только внутри своей семьи. Отсюда возникали региональные вариации в строительстве, так как дайку работали обычно в одной местности и перебирались в другой район только по приказу высшей администрации. При возведении дома сначала устанавливались опоры и балки конструкции, позволяющие поддерживать крышу. Пространство дома организовывалось крышей и модульным расположением опор; дизайн сводился к заполнению промежутков между опорами и балками. С одной стороны, плоскости стен делили внутреннее пространство на отдельные комнаты, а с другой сами стены, в зависимости от их материала и роли барьера, изменяли взаимоотношение между отдельными опорами конструкции дома. В этом суть традиционного японского дизайна: если структура заранее задана, дизайн состоит в выравнивании и перестановке уже существующих отношений. Отсюда следовала совершенно противоположная западным архитектурным принципам роль стены. В западном строительстве стена играла роль защиты, служа барьером между двумя противостоящими пространствами зимнего холода снаружи и тепла дома внутри. В Японии стена не служила защитным барьером. Конкретное разграничение интерьера дома получалось в результате того, что большое открытое пространство последовательно разбивалось на мелкие объемы, более соответствующие человеческому масштабу. В прошлом японский дом имел еще более открытое помещение, тогда не пользовались ширмами и делали только несколько фиксированных стен. Помещение было слишком велико для человека, поэтому ввели отдельно стоящие ширмы (часто просто куски ткани, натянутые на деревянные рамы). Позже стали использовать складные бумажные ширмы. Вместе с мебелью (столы, стулья и лампы) они определяли нужные функциональные места в доме для сна, еды либо для переодевания. Отдельные комнаты возникли позже с применением сёдзи и фусума, которые также могли быть убраны для получения одного большого помещения. Неверно было бы считать комнаты дома многофункциональными, хотя они и не так специализированны, как комнаты в западном доме. В традиционном японском доме определенные комнаты выделялись для членов семьи, где они спали, ели и т.д. Единицей измерения в японской архитектуре является кэн, или расстояние между опорами. Оно варьировалось в зависимости от района и обычно находилось в пределах 1,8–2 метра. В конце концов приняли стандартную величину в 1,8 метра для удобства использования татами стандартного размера (0,9 на 1,8 метра). Существенным аспектом кэн являлось то, что это был пропорциональный масштаб для всех прочих измерений в доме (колонны, балки, потолки, сёдзи и пр.), что в результате придавало гармоничный баланс всей постройке. Стандартная величина кэн привела также к стандартизации строительных материалов. Это позволяло плотникам заниматься конструированием пространства здания как такового, не вдаваясь в деталировку. Величина кэн также была подчинена среднему росту человека. Традиционный дом планировался из расчета роста японца 1,7 метра, хотя с точки зрения эстетики дизайн интерьера рассчитывался не для стоящего человека, а для сидящего на полу. Сад и предметы искусства, выставленные в комнатах, рассматривались сидя, этому соответствовало и расположение дверей, окон и ниш.
Япония от А до Я. Энциклопедия
EdwART
2009