Энциклопедия Москвы - большой кремлёвский дворец
Связанные словари
Большой кремлёвский дворец
в юго-западной части Кремля. На западе соседствует с Оружейной палатой, на севере к нему примыкают Теремной дворец и Грановитая палата. Фасад выходит на Москву-реку. Построен на месте княжеского дворца XV—XVI вв., включает церковь Рождества Богоматери XIV в., сохранившую после многочисленных перестроек белокаменное основание с перспективным порталом и изящным окном-розеткой. Строительство Большого Кремлёвского дворца начато по инициативе Николая I, осуществлялось в 1838—50 по проекту К.А. Тона группой архитекторов (Н.И. Чичаговым, В.А. Бакаревым, Ф.Ф. Рихтером). Возникшее в результате обширное и монументальное сооружение в виде каре с большим внутренним прямоугольным двором отличается суховатой рациональностью и жёстким геометризмом плана и объёмного решения, характерными для позднего классицизма. Вместе с тем по замыслу своих создателей он должен был воплощать в своих архитектурных формах подлинно национальный стиль и художественно быть связанным с древними постройками Кремля. Стал своего рода образцом официального русско-византийского стиля. Отличается ступенчатым построением объёмов: при высоте в два этажа главный корпус имеет верхний этаж в два яруса, окружённый открытой террасой, боковые корпуса выстроены в один этаж. Корпус великих князей поставлен отдельно и связан с основным зданием «висячим» арочным переходом. Живописный силуэт дворцу придаёт монументальный аттик с фигурной крышей и высоким флагштоком. Нарядные резные наличники, выполненные по образцам XVII в., украшают многочисленные окна, идущие протяжёнными, торжественными и несколько монотонными рядами по фасадам здания. Длина главного фасада 125 м, 700 отдельных помещений общей площадью около 20 тыс. м2. При строительстве, наряду с традиционными известняком и кирпичом, экзотическими породами дерева, уральскими отделочными камнями, применялись новые конструкции и материалы — металлические стропила, цемент, бетон. Дворец служил московской резиденцией императорской семьи, местом парадных приёмов. На первом этаже главного корпуса кроме служебных помещений находятся личные царские покои (так называемая собственная половина) — анфилада комнат, отделанных мрамором, малахитом, роскошно и эклектически украшенных скульптурой, лепниной, росписью, изделиями из бронзы, фарфора, резной позолоченной мебелью, декоративными тканями ярких цветов. На втором этаже расположены парадные покои и цепь парадных двухсветных залов, посвящённых русским военным орденам, в том числе Георгиевский зал (длина 61 м, ширина 20,5 м, высота 17,5 м). Перекрывающий его колоссальный кессонированный свод с белой лепниной и золочёным декором опирается на 18 мощных пилонов с приставными витыми полыми цинковыми колоннами; интерьер украшают монументальные статуи И.П. Витали, барельефы П.К. Клодта. Сохранилась отделка 8-гранного купольного Владимирского зала и камерного Екатерининского зала, в котором малахитовые пилястры с бронзовыми капителями эффектно сочетаются с серебристым муаром обивки стен и красным тоном драпировок. Андреевский (тронный) и Александровский залы полностью перестроены в 1933—34 И.А. Ивановым-Шицем в Зал заседаний Верховного совета. В настоящее время ведутся работы по воссозданию первоначальной планировки и декоративной отделки дворца.
М.В. Нащокина.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992