Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Москвы - большой театр

Большой театр

Государственный академический театр оперы и балета России

(Театральная площадь, 2), крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры. История Большого театра восходит к 1776 (см. театр Медокса). Первоначальное название Петровский театр, спектакли которого после пожара 1805 шли в доме Пашкова на Моховой улице, с 1808 — на Арбате — в так называемом Новом Арбатском императорском театре, также уничтоженном пожаром 1812, а с 1825 — в новом здании (архитекторы О.И. Бове, А.А. Михайлов). Театр был открыт 6 января исполнением пролога «Торжество муз» (музыка А.А. Алябьева и А.Н. Верстовского). После пожара 1853 спектакли шли на сцене Малого театра; в 1856 оперой «Пуритане» В. Беллини открылся собственно Большой театр (в значительно перестроенном прежнем здании 1855—56, архитектор А.К. Кавос, квадрига — скульптор П.К. Клодт). Большой театр — выдающийся образец русской архитектуры эпохи позднего классицизма и одно из крупнейших театральных сооружений в Европе.

Первоначально труппа театра была единой (одновременно драматической, оперной и балетной) и состояла из крепостных актёров и музыкантов, выкупленных казной. С 1784 в ведение театра перешла балетная школа Воспитательного дома; в 1785 балетная труппа включала около 50 человек. В конце XVIII в. в репертуар театра входили русские народно-бытовые музыкальные комедии с пышными балетами, оперы итальянских композиторов А. Сальери, Дж. Перголези и др., с 1825 (когда инспектором музыки императорских московских театров стал Верстовский) — русские водевили и классические европейские оперы («Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Фиделио» Л. ван Бетховена и др.). В 1842 театр перешёл в подчинение Петербургской дирекции императорских театров и получил новую труппу из Петербурга. Её силами в 1842 были осуществлены постановки первых русских классических опер — «Жизнь за царя» (1842) и «Руслан и Людмила» (1846) М.И. Глинки; в 1850-х гг. ставились оперы А.С. Даргомыжского, а начиная с 1869 — оперы и балеты П.И. Чайковского. Ряд балетных спектаклей поставил французский балетмейстер М. Петипа. Среди выдающихся исполнителей второй половины XIX в. — певицы А.Д. Александрова-Кочетова, М.А. Дейша-Сионицкая, дирижёры И.К. Альтани, У.И. Авранек, своими операми в театре дирижировали А.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский, А.С. Аренский, Э.Ф. Направник. Наивысшего расцвета Большой театр достиг в начале XX в., когда на сцене появилось созвездие великих певцов — Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова; в 1904—06 за дирижёрским пультом Большого театра стоял С.В. Рахманинов. Сценография спектаклей принадлежала художникам А.М. Васнецову, А.Я. Головину, К.А. Коровину; ведущим балетмейстером стал А.А. Горский, развернулась деятельность К.Я. Голейзовского.

Последний спектакль императорского Большого театра был дан 28 февр. 1917. Открытие государственного Большого театра состоялось 13 марта 1917, первый спектакль после Октябрьской революции «Аида» Дж. Верди (под управлением В.И. Сука, партию Аиды пела К.Г. Держинская) был дан 21 ноября. В 1919 театру присвоено звание академического. Тем не менее театр переживал значительные трудности. Его сцена часто использовалась для проведения общественно-политических мероприятий: партийных и профсоюзных конференций, съездов, международных конгрессов. Продолжать репертуарную политику становилось всё труднее, жизнь театрального коллектива и его лучших представителей была парализована тяжбой с Главреперткомом, кампанией за закрытие академических театров. Практиковалось активное идеологическое вмешательство в тексты оперной классики (антирелигиозная переработка оперы «Фауст» Ш. Гуно, 1924, режиссёр В.А. Лосский). Требования Главреперткома о создании нового советского репертуара были удовлетворены (постановка опер «Декабристы» В.А. Золотарёва, 1925, «Сын солнца» С.Н. Василенко, 1929). Исполнительский уровень труппы оставался очень высоким. Среди выдающихся вокалистов — Н.А. Обухова, В.В. Барсова, И.С. Козловский, С.Я. Лемешев, А.С. Пирогов, М.Д. Михайлов, С.И. Мигай, М.О. Рейзен; танцоров — Е.В. Гельцер, В.Д. Тихомиров, А.М. Мессерер; дирижёрами театра были М.М. Ипполитов-Иванов, Н.С. Голованов, В.В. Небольсин, С.А. Самосуд, А.М. Пазовский, режиссёрами — В.А. Лосский, Н.В. Смолич. Запрет на обращение к творчеству зарубежных современных композиторов в 1930-х гг. компенсировался постановками русской оперной и балетной классики, золотой фонд которой в 40—50-х гг. был пополнен бал. «Золушка» (1945), «Ромео и Джульетта» (1946), опера «Война и мир» (1959) С.С. Прокофьева. В конце 50-х гг. были осуществлены постановки балетов А.И. Хачатуряна «Гаянэ» и «Спартак», 60-е гг. отмечены постановками произведений Р.К. Щедрина (в их числе балет «Кармен-сюита», 1967). Одновременно ставились произведения зарубежных авторов — Л. Яначека, Ф. Эркеля, Ф. Пуленка, Б. Бриттена.

С середины 50-х гг. выдающимися представителями труппы стали вокалисты И.И. и Л.И. Масленниковы, Е.В. Шумская, З.И. Анджапаридзе, П.Г. Лисициан, Г.М. Нэлепп, И.И. Петров, танцовщицы О.В. Лепешинская, Г.С. Уланова, дирижёры А.Ш. Мелик-Пашаев, Г.Н. Рождественский, Е.Ф. Светланов, режиссёр Б.А. Покровский, балетмейстер Л.М. Лавровский, сценографы В.Ф. Рындин, С.Б. Вирсаладзе. В 70-х гг. раскрываются таланты вокалистов И.К. Архиповой, Г.П. Вишневской, А.П. Огнивцева, В.А. Атлантова, А.Ф. Ведерникова, Е.В. Образцовой, А.А. Эйзена, солистов балета М.М. Плисецкой, Р.С. Стручковой, Е.С. Максимовой, В.В. Васильева, М.Э. Лиепы, Н.И. Бессмертновой, Н.В. Фадеечева и др., балетмейстера Ю.Н. Григоровича, дирижёра Б.Э. Хайкина (к концу 80-х гг. многие из названных артистов по разным причинам покинули сцену). До 1995 главным дирижёром театра был А.Н. Лазарев (с 1987), главным балетмейстером Григорович (с 1964), главным художником В.Я. Левенталь (с 1988). Труппа осуществила постановки (в реставрированной редакции) оперы Глинки «Жизнь за царя» (1989), балета Прокофьева «Блудный сын» в хореографии Дж. Баланчина (1990), в 1991 и 1992 возобновила классические работы хореографа Петипа «Баядерка» (на музыку Л.Ф. Минкуса) и «Корсар» (на музыку А. Адана и Ц. Пуни), совместно с театром «Карло Феличе» (Генуя) поставила оперу А.П. Бородина «Князь Игорь» (в новой редакции) с хореографией Голейзовского (режиссёр Покровский, 1993). С 1995 художественный руководитель и директор театра В.В. Васильев, художественный руководитель балета В.М. Гордеев, художественный руководитель оперы Б.А. Руденко, главный руководитель хора С.М. Лыков, художественный руководитель-сценограф С.М. Бархин. В труппе театра около 900 человек.

Литература: Московский Большой театр. 1825 — 1925, М., 1925; Государственный академический Большой театр Союза ССР, М., 1947; Грошева Е.А., Большой театр СССР в прошлом и настоящем, М., 1962; Большой театр СССР. История. Опера. Балет. Фотоальбом, М., 1986; Кузнецова А.И., Либсон В.Я., Большой театр. История сооружения и реконструкции здания, 2 изд., М., 1995.

А.С. Виноградова, М.В. Есипова.

Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

1992

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое большой театр
Значение слова большой театр
Что означает большой театр
Толкование слова большой театр
Определение термина большой театр
bolshoy teatr это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):