Энциклопедия Москвы - кончаловский пётр петрович
Связанные словари
Кончаловский пётр петрович
(1876, Славянск, ныне Донецкая область Украины, — 1956, Москва), живописец, народный художник РСФСР (1946), действительный член Академии художеств СССР (1947). Из семьи книгоиздателя П.П. Кончаловского, брат М.П. Кончаловского; в доме своего отца познакомился с В.А. Серовым, К.А. Коровиным, М.А. Врубелем, В.И. Суриковым, на дочери которого женился в 1902. Учился в академии Жюлиана в Париже (1897—98) и петербургской Академии художеств (1898—1907). Преподавал в Государственных свободных художественных мастерских (1918—21) и Вхутеине (1926—29). Один из основателей «Бубнового валета», совместно с И.И. Машковым организовал «Студию рисования и живописи Петра Кончаловского и Ильи Машкова». Творчески перерабатывая красочный стиль памятников городского народного искусства (вывески, лубка и т.д.), Кончаловский придавал своим произведениям нарочитую грубоватую яркость и выразительность («Портрет Г.Б. Якулова», 1910, ГТГ), в натюрмортах стремился передать при помощи цвета особую материальную весомость предметов («Сухие краски», 1912, ГТГ). В конце 1910-х гг. стал более полно и органично отражать непосредственные впечатления от действительности, много работал на натуре, в том числе в Подмосковье, обратился к пейзажной живописи, в которой очень естественно запечатлел напряжённую динамическую жизнь природы, красочное многообразие её различных состояний («Абрамцево. Дубовая роща осенью», 1921, ГТГ). С 1922 член группы «Бытие», с середины 1920-х гг. — общества «Московские живописцы». С конца 1920-х гг. Кончаловский часто пишет виды Москвы, с особой душевной теплотой изображает живописный облик уютных московских улиц и уголков старого города в их неразрывном единстве с повседневной городской жизнью («Патриаршие пруды. Хоккей», «Патриаршие пруды. Поливка катка», оба — 1929; «Гранатный переулок. Кидают снег», «Дворик дома Самариных на Спиридоновке», 1931), мастерски передаёт характерную именно для московских построек материальную осязательность, тонкие цветовые нюансы освещения («Спиридоновка», «Большая Садовая. Розовый дом», 1931, «Садовая. Зимнее утро», 1933; все — в ГТГ), неповторимое красочное своеобразие исторических памятников Москвы («Коломенское. После дождя», 1930, «Василий Блаженный», 1932; все работы — в собрании семьи художника). Кончаловский создал целый ряд портретов, полных индивидуальной жизненной выразительности, духовной экспрессии, творческого подъёма, порой — глубокого внутреннего драматизма: пианиста В.В. Софроницкого за роялем (1932), С.С. Прокофьева (1934), В.Э. Мейерхольда (1938), хирурга А.А. Вишневского (1951, собрание семьи художника). Тонкое понимание красоты и богатства материального мира характерны для многочисленных натюрмортов Кончаловского («Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино», 1948, оба — в ГТГ). Кончаловский был видным мастером театральных декораций: в 1912—14 для «Оперы С.И. Зимина» оформил оперы «Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Купец Калашников» А.Г. Рубинштейна, «Дни нашей жизни» А.С. Глуховцева (в двух последних активно использовал виды Москвы), в 1922 — «Периколу» Ж. Оффенбаха в оперной студии МХАТа, в 1932 — пьесы К. Гольдони «Четыре деспота» на музыку В. Феррари в филиале Большого театра и «Хозяйка гостиницы» во МХАТе, в 1944—45 — оперу «Кармен» Ж. Бизе в Большом театре. Оставил значительное графическое наследие (рис. «Китайгородская стена в Москве», 1926, собрание семьи художника). Государственная премия СССР (1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил Кончаловский (Новинский бульвар, 18), — мемориальная доска.
Литература: Кончаловский. Художественное наследие, М., 1964; Нейман М.Л., П.П. Кончаловский, М., 1967; Выставка произведений П.П. Кончаловского. Каталог, М., 1976.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992