Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Москвы - конёнков сергей тимофеевич

Конёнков сергей тимофеевич

(1874, деревня Караковичи, ныне Смоленской области, — 1971, Москва), скульптор, народный художник СССР (1958), действительный член Академии художеств (1954), Герой Социалистического Труда (1964). Учился в МУЖВЗ (1892—96) у С.И. Иванова и С.М. Волнухина вместе с А.С. Голубкиной (с которой его связывали впоследствии общность творческих устремлений и глубокое взаимное уважение), в 1899—1902 — в петербургской Академии художеств. Участвовал в выставках «Мира искусства»; член объединения Союз русских художников, его председатель в 1918—23. В 1902—23 и с 1945 жил в Москве. Первые значительные работы здесь выполнил в 1895—97 как мастер монументальной декорации — 6 выразительных по своей мощной пластике гипсовых кариатид доходного дома Перлова на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира, 3); в 1905 творчески и очень индивидуально перетолковал образы античной мифологии в мраморных скульптурах и рельефах для вестибюля кофейни Филиппова на Тверской улице (ныне ресторан «Центральный»). В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 в Москве в составе боевой дружины принимал участие в защите баррикад на Арбате, где была его мастерская; события этих дней отразились в его творчестве («Рабочий боевик 1905 года Иван Чуркин», мрамор, 1906, Музей Революции в Москве). В 1900—10-х гг. обращался к дереву, создавая сказочные, фольклорно-мифологические образы («Старичок-полевичок», 1910, ГТГ), работал над психологически выразительными портретами, в том числе близких ему людей творческого склада (издателя П.П. Кончаловского, дерево, 1903—04, частное собрание в Москве; А.П. Чехова, мрамор, 1908, Дом-музей А.П. Чехова в Москве; скрипача Ф.Г. Ромашкова, бронза, 1909, частное собрание в Москве). Конёнков был особенно близок с семьёй Кончаловских, поддерживал дружеские и творческие связи с Ф.О. Шехтелем, И.В. Жолтовским, А.В. Щусевым, по инициативе которого выполнил белокаменные резные кресты на наружных стенах храма Марфо-Мариинской обители (1910), а также деревянный тонированный горельеф «Пиршество» для столовой дома Карповых (1910, ныне в ГТГ). В 1914—23 занимал большую скульптурную мастерскую в д. 3 на улице Большая Пресня, где собирались музыканты, актёры Художественного театра, живописцы П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, Г.Б. Якулов, поэт С.А. Есенин, портрет которого в дереве Конёнков выполнил в 1920 (Институт мировой литературы имени А.М. Горького). В 1916 здесь проходила первая персональная выставка произведений Конёнкова. С 1916 Конёнков — председатель Московского профессионального союза скульпторов. В 1917 участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства, в 1918 — в Коллегии по делам изобразительных искусств. Преподавал во Вхутемасе и студии Пролеткульта (1918—22). В 1918 в рамках плана монументальной пропаганды создал мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (барельеф, цветной бетон, была установлена на Сенатской башне Кремля, ныне в ГРМ), оригинальную по композиции скульптурную группу «Степан Разин со своей дружиной» (подцвеченное дерево, была установлена на Лобном месте, ныне в ГРМ). В 1923 для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки изготовил ряд монументальных деревянных фигур («Текстильщица», ГТГ). В 1924—45 жил в США. После возвращения на родину работал над классицистически строгим рельефным многофигурным фризом для Института геохимии АН (1953—54), произведениями, полными героической символики («Освобождённый человек», 1947, ГРМ), создавал глубоко-лирические и приподнято-оптимистические образы («Марфинька», мрамор, 1950, ГРМ; «Автопортрет», мрамор, ГТГ, 1954), исполнил портреты выдающихся деятелей науки и культуры (А.Б. Гольденвейзера, дерево, 1950, Музей-мастерская Конёнкова; И.П. Павлова, мрамор, 1952, Музей Революции; Н.Д. Зелинского, мрамор, 1952, ГРМ), памятники (хирургу А.В. Вишневскому, бронза, 1950, установлен на территории Института хирургии в Москве), надгробные памятники (М.М. Пришвину, 1955, на Введенском кладбище; В.В. Вишневскому, 1957, О.Ю. Шмидту, 1958, на Новодевичьем кладбище). Из дерева изготавливал мебель в виде причудливых фигур животных и птиц (кресло «Орёл», 1955, стул «Лебедь», 1955, стул со змеёй, 1958, все — в Музее-мастерской Конёнкова). Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище. В доме, где в 1947—71 жил Конёнков (Тверской бульвар, 28; мемориальная доска), открыт Музей-мастерская, где собраны многочисленные произведения скульптора. Именем Конёнкова в 1974 названа улица в Бибиреве.

Сочинения: Воспоминания. Статьи. Письма, т. 1—2, М., 1984.

Литература: Каменский А., Конёнков, М., 1962; Осокин В.Н., Волшебный резец. С.Т. Конёнков в Москве, М., 1981; Бычков Ю., Конёнков, 2 изд., М., 1985.

Е.М. Ивановская.

Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

1992

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое конёнков сергей тимофеевич
Значение слова конёнков сергей тимофеевич
Что означает конёнков сергей тимофеевич
Толкование слова конёнков сергей тимофеевич
Определение термина конёнков сергей тимофеевич
konenkov sergey timofeevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):