Энциклопедия Москвы - маросейка
Связанные словари
Маросейка
улица (в 1954—90 улица Богдана Хмельницкого), между площадью Ильинские ворота и улицей Покровкой. Первоначально являлась частью улицы Покровки, собственное название получила в XVII в. (официально закрепилось в XIX в.) по находившемуся на углу с Большим Златоустинским переулком Малороссийскому подворью (владение 9). В XV в. в районе Маросейки располагались великокняжеские сады, по которым монастырская церковь, давшая название улице Покровке, называвшаяся церковью Покрова в Садах (д. 2, упоминается в 1488, снесена в 1777). В XVI в. улица ещё не была плотно заселена и её облюбовали иноземцы, выселенные в 1652 в Немецкую слободу. В XVII в. цари ездили по Маросейке (начинавшейся тогда у Ильинских ворот Китай-города) и улице Покровке в свои загородные усадьбы; на Маросейке стояли дворы знати (Салтыковых, Собакиных, Куракиных; владение 11 принадлежало В.Б. Шереметеву, затем В.Ф. Нарышкину; палаты перестроены в XVIII—XIX вв.). В 1657 в начале улицы построена каменная церковь Святого Николая, из-за соседства с Харчевым рядом у Ильинских ворот получившая прозвание Николы в Блинниках (д. 5, перестроена в 1701, колокольня — 1749). При Петре I путь царских кортежей пролёг по Мясницкой улице, и Маросейка осталась неблагоустроенной. Во второй половине XVIII в. на ней появились усадьбы В.П. и А.К. Разумовских (д. 2/15, 1780-е гг. — 1796, перестроен в XIX в.), М.Р. Хлебникова, позже П.А. Румянцева-Задунайского (д. 17, 1780-е гг., фасад оформлен в 1886, архитектор Г.А. Кайзер). На средства Хлебникова напротив его дома было возведено новое здание церкви Косьмы и Дамиана (д. 14/2, 1791—93, архитектор М.Ф. Казаков). Во время пожара Москвы 1812 правая сторона улицы выгорела и была расширена (хотя многие каменные здания сохранились от XVIII в., например, д. 6). В последней трети XIX в. на Маросейке появились маловыразительные дома (9 и 15), в начале XX в. — самое большое здание улицы — д. 7/8 (конторский дом и книжный магазин И.Д. Сытина, 1913—14, архитектор А.Э. Эрихсон) и монументальный дом Товарищества резиновой мануфактуры «Треугольник» (д. 12, 1914, архитектор М.С. Лялевич). Облик улицы в целом определяет эклектика, несмотря на вкрапления классицизма, позднего конструктивизма (д. 3, архитектор В.Д. Цветаев) и «современной архитектуры» (д. 12, 1972, новый корпус Министерства машиностроения). Слева на улицу выходят Большой Златоустинский переулок, Армянский переулок, справа — Большой Спасоглинищевский, Петроверигский и Старосадский переулки.
И.Л. Давыдова.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992