Энциклопедия Москвы - морозов иван абрамович
Связанные словари
Морозов иван абрамович
(1871, Москва — 1921, на пути в Карлсбад), предприниматель, коллекционер, меценат. Брат М.А. Морозова. Принадлежал к «тверской» ветви купеческой семьи Морозовых. Потомственный почётный гражданин. Брал уроки живописи у К.А. Коровина и Е.М. Хруслова. Окончил Цюрихский политехникум (1892). Вступил в управление (наряду с матерью В.А. Морозовой) семейной фирмой — Товариществом Тверской мануфактуры бумажных изделий, был одним из его главных акционеров. Председатель Московского купеческого собрания (1898). Инициатор строительства театра и чайной для рабочих (открыты в 1900, закрыты Морозовым в 1905, поскольку превратились в место революционных собраний). Был также председателем правления Мугреево-Спировского лесопромышленного товарищества (учреждено в 1908; лесопильный завод в Вязниковском уезде, торговля лесными материалами в г. Коврове Владимирской губернии). Правления Тверской мануфактуры и лесопромышленного товарищества находились в Москве, на Варварке, в доме братьев Морозовых. Вместе с братом М.А. Морозовым в 1903 пожертвовал средства (по 30 тыс. рублей) на создание в Москве на Девичьем поле Института имени Морозовых (для лечения страдающих опухолями) при Императорском Московском университете. В 1905 член Комиссии по рабочему вопросу при Московском биржевом комитете, которая вырабатывала план согласованных действий фабрикантов в ответ на требования рабочих. Входил в попечительский совет Московского коммерческого института.
С 1900 под влиянием брата занялся коллекционированием, приобрёл одну из картин И.И. Левитана. Под впечатлением от коллекции С.И. Щукина начал собирать западноевропейскую живопись, в 1903 купил первую картину — пейзаж А. Сислея «Мороз в Лувесьенне». Покупал картины у художников, но главным образом у парижских торговцев художественными ценностями, на выставках «Независимых» и «Осеннего салона». В 1906 оказал С.П. Дягилеву финансовую помощь в устройстве в Париже выставки «Два века русского искусства», избран почётным членом «Осеннего салона» (наряду с С.С. Боткиным и В.О. Гиршманом). К 1917 его собрание включало свыше 250 картин современных ему французских художников: П. Гогена, В. ван Гога, О. Ренуара, П. Сезанна, А. Матисса, П. Пикассо и др. Морозов уделял значительное внимание и русской художественной школе (к 1917 — 303 картины и 7 скульптур), которая была представлена в собрании работами его любимых художников — А.Я. Головина и К.А. Коровина; кроме того, в свою коллекцию Морозов включил картины М.А. Врубеля, Н.С. Гончаровой, Б.М. Кустодиева, В.А. Серова, К.А. Сомова и др.
В 1899 Морозов приобрёл особняк на Пречистенке (ныне д. 21, здание Российской Академии художеств), построенный в 1840-х гг. В 1905 здание реконструировано (архитектор Л.Н. Кекушев) с учётом размещения коллекции. Во внутренней отделке участвовали М. Дени (панно на тему мифа о Психее), А. Майоль (бронзовые скульптуры «Помона» и «Флора»), П. Боннар (триптих «Средиземное море»). Морозов намеревался подарить свою коллекцию городу.
В 1918 коллекция Морозова была национализирована. На её основе создан Второй музей новой западной живописи, Морозов назначен заместителем директора (вскоре эмигрировал). В 1929 музей слит с Первым музеем новой западной живописи. В 1948 расформирован: картины французских художников переданы в ГМИИ имени А.С. Пушкина и Эрмитаж, русских художников — главным образом в Третьяковскую галерею.
Литература: Иллюстрированный каталог Государственного музея нового западного искусства, М., 1928; Терновец Б., Письма. Дневники. Статьи, М., 1977; Аксененко М.Б., История Государственного музея нового западного искусства, в книге: Музей. Художественные собрания СССР, [в.] 3, М., 1982; Думова Н.Г., Московские меценаты, М., 1992; Морозов и Щукин — русские коллекционеры. От Моне до Пикассо, М.-Кельн, 1993.
Н.М. Полунина.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992