Энциклопедия Москвы - морозов михаил абрамович
Связанные словари
Морозов михаил абрамович
(1870, Москва — 1903, там же), предприниматель, коллекционер, меценат. Брат И.А. Морозова. Из купеческой семьи. Потомственный почётный гражданин. Брал уроки живописи у К.А. Коровина и Е.М. Хруслова. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1893), недолго преподавал в университете. С 1895 директор правления Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий, однако коммерческими делами занимался мало, передоверив их брату и матери — В.А. Морозовой. Избирался гласным Московской городской думы, почётным мировым судьёй, председателем Московского купеческого собрания (1897). Числился на службе в Ведомстве учреждений императрицы Марии. Принимал участие в деятельности и финансировании Московского общества любителей художеств, Общества литераторов и учёных, Общества ревнителей просвещения, Русского музыкального общества, Филармонического общества. Был старостой Успенского собора Московского Кремля, собирал материалы по его истории, частично финансировал реставрационные работы. Жертвовал средства на поддержку Московской консерватории (был её казначеем), Строгановского художественно-промышленного училища, на создание в Москве на Девичьем поле Института имени Морозовых (для лечения страдающих опухолями) при Императорском Московском университете, на содержание приютов и больниц Ведомства учреждений императрицы Марии. Взял на себя расходы по созданию зала, посвящённого искусству Греции, в строившемся здании Музея изящных искусств императора Александра III. Страстный любитель драматического театра и балета, Морозов писал отзывы на театральные постановки и публиковал их в газетах.
В 1890-х гг. увлёкся коллекционированием. Первоначально приобретал полотна русских художников А.М. Васнецова и В.М. Васнецова, С.А. Виноградова, М.А. Врубеля, К.А. Коровина, И.И. Левитана, В.Г. Перова, В.А. Серова (портреты самого Морозова и его сына М.М. Морозова), К.А. Сомова. В его коллекции имелось также значительное собрание икон.
Наиболее яркая часть коллекции — французская живопись, представленная работами Э. Дега, М. Дени, К. Коро, Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, А. Тулуз-Лотрека и др. Первым из российских коллекционеров Морозов оценил творчество П. Гогена, В. ван Гога, П. Боннара, познакомил с их работами московских любителей живописи, привлёк к ним внимание других коллекционеров — своего брата И.А. Морозова и С.И. Щукина. В начале 1900-х гг. его коллекция включала 83 произведения русской и западноевропейской живописи, 10 скульптур, свыше 60 икон. В собрании Морозова была египетская мумия в деревянном, раскрашенном саркофаге (приобретена в Каире в 1894), в 1896 Морозов передал её в дар Румянцевскому музею.
В 1891 Морозов приобрёл особняк (построен в 1877 для чаеторговца К.С. Попова) на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка (ныне Смоленский бульвар, 26/9). В нём были устроены египетская, помпейская, мавританская, ампирная, русская комнаты. Для картинной галереи Морозов приспособил помещение бывшего зимнего сада. У Морозова и его жены М.К. Морозовой собирались многие представители творческой интеллигенции Москвы. Кроме художников бывали артист М.П. Садовский, театральные критики Н.Е. Эфрос, А.К. Соболев, коллекционер А.В. Морозов, граф Л.Н. Игнатьев, князь В.М. Урусов и др.
Похоронен на кладбище Покровского монастыря в склепе, сооружённом по проекту В.М. Васнецова.
В 1910 М.К. Морозова передала 60 картин в Третьяковскую галерею. Эти картины вместе с уже выставленным для общественного осмотра собранием С.М. Третьякова представили основные течения западноевропейской живописи XIX в. После 1917 картины западноевропейских художников из собрания Морозова переданы в ГМИИ имени А.С. Пушкина и Эрмитаж.
Литература: Морозова М.К., Мои воспоминания, «Наше наследие», 1991, № 6; Морозов и Щукин — русские коллекционеры. От Моне до Пикассо, М.-Кельн, 1993.
Н.М. Полунина.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992