Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Москвы - московская композиторская школа

Московская композиторская школа

1) композиторская школа первой половины XIX в., представленная А.Н. Верстовским, А.А. Алябьевым, А.Е. Варламовым, А.Л. Гурилёвым и др.; основные жанры — песня-романс и музыка для театра (опера, дивертисмент, водевиль). Отличалась близостью к современному ей песенному фольклору.

2) Композиторская школа второй половины XIX — начала XX вв. (школа Московской консерватории). Её формирование связано с именами П.И. Чайковского и его ученика С.И. Танеева; у Танеева учились крупнейшие представители следующего поколения — С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин. К Московской композиторской школе могут быть отнесены также В.С. Калинников, А.С. Аренский, М.М. Ипполитов-Иванов, Н.К. Метнер. В 1870—90-х гг. московская школа в некоторых отношениях противостояла петербургской «Могучей кучке» и носила по сравнению с последней стилистически более умеренный характер. К началу XX в. это противоречие в значительной степени сгладилось.

3) Термин «Московская композиторская школа» применяется также к группе авторов православной церковной музыки, педагогов, регентов, исследователей, работавших в последние годы XIX — первые десятилетия XX вв. Поскольку многие из них были связаны с Синодальным училищем церковного пения (учились и преподавали в нём) и Синодальным хором (осуществлял премьеры новых сочинений), то это течение часто именуют «школой Синодального училища»; более точным является также используемый термин «новое направление», поскольку, несмотря на явный перевес москвичей (А.Д. Кастальский, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, А.Г. Чесноков, А.В. Никольский, Викт.С. Калинников, Н.С. Голованов и др.; регенты В.С. Орлов, Н.М. Данилин, педагоги и исследователи С.В. Смоленский, В.М. Металлов, А.В. Преображенский и др.), в движение за обновление церковно-певческого искусства существенный вклад внесли петербуржцы (Н.Н. Черепнин, С.В. Панченко, Н.И. Компанейский и др.). Основными принципами московской школы являлись пристальное внимание к древним и обиходным церковным распевам, поиск форм многоголосной их обработки, соответствующих содержанию коренного русского пения, и форм свободного творчества на этой основе, переосмысление опыта светской народной и профессиональной музыки в приложении к церковной композиции и т.д. Одним из высочайших достижений школы является «Всенощное бдение» Рахманинова (1915). Её деятельность прекратилась к середине 1920-х гг., когда некоторые её представители скончались, другие эмигрировали, а оставшиеся в России были лишены возможности печатать и исполнять духовную музыку.

М.П. Рахманова.

Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

1992

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое московская композиторская школа
Значение слова московская композиторская школа
Что означает московская композиторская школа
Толкование слова московская композиторская школа
Определение термина московская композиторская школа
moskovskaya kompozitorskaya shkola это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):