Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Москвы - мухина вера игнатьевна

Мухина вера игнатьевна

(1889, Рига — 1953, Москва), скульптор, народная художница СССР (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947). Училась в Москве в студии К.Ф. Юона (1909—11). В те же годы познакомилась с художницей Л.С. Поповой, которая не только стала близкой подругой Мухиной, но и приобщила её к новейшим течениям искусства начала XX в. В 1911 занималась в студии И.И. Машкова, в 1912—14 в Париже у Э.А. Бурделя. Во время первой мировой войны с 1914 до начала 1918 работала сестрой милосердия в московских госпиталях. Одновременно в собственной скульптурной мастерской в Гагаринском переулке создавала произведения, отмеченные влиянием кубизма, стремилась достичь лаконизма и монументальности, передачи мощной энергии движения (проект памятника погибшим на войне, 1916). В 1916 по эскизам А.А. Экстер делала декоративное лепное обрамление сцены Камерного театра по мотивам древнегреческого искусства (спектакль «Фамира-Кифаред» в постановке А.Я. Таирова), под её же руководством работала над красочными, динамичными рисунками живописно-грациозных театральных костюмов («Ужин шуток» Сем-Бенелли, «Роза и крест» А.А. Блока); в 1944, вернувшись к античной тематике в театральных декорациях, оформила спектакль «Электра» в Театре имени Евг. Вахтангова. Участвовала в реализации плана монументальной пропаганды, создавала проекты романтически приподнятых, пронизанных бурным движением памятников («Пламя революции», 1922—23, гипс, ГРМ). Преподавала в МВХПУ (1926—27) и Вхутеине (1926 — 1930). Совместно с Экстер в начале 20-х гг. занималась конструированием одежды, в 1923 участвовала в оформлении конструктивистского павильона «Известия» на I Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. С середины 20-х гг. в скульптуре её привлекали мощные, конструктивные и пластически объёмные женские фигуры, как бы выражающие своими утяжелёнными формами крепость и мощь натуры («Крестьянка», 1927, ГТГ). Член ОРС (с 1926); в 20-х гг. входила также в объединение «Четыре искусства», много внимания уделяя проблемам синтеза искусств и градообразующей роли архитектуры (создала проект «Фонтана национальностей» у Пречистенских ворот, 1933). С 30-х гг. в основном обращалась к монументальной скульптуре, выполнила ряд декоративных работ (рельефы сцены главного зала Музея охраны материнства и младенчества в сочетании с фресками Л.А. Бруни, 1932, не сохранились; фриз на здании Межрабпома на Триумфальной площади, статуи для фасада гостиницы Моссовета, все — 1934; модели скульптурных групп для Москворецкого моста, в том числе «Хлеб», тонированный гипс, 1939, ГТГ, и др.), участвовала в конкурсе на проект памятника М. Горькому (1939, разработала вариант установки памятника на Манежной площади, не осуществлён), создавала надгробные памятники (Максиму Пешкову, 1935, Л.В. Собинову, 1935—41, оба — на Новодевичьем кладбище). Главным итогом её поисков в 30-х гг. стала исполинская скульптура «Рабочий и колхозница» для советского павильона на Всемирной выставке 1937 в Париже (нержавеющая сталь, 1935—37, ныне установлена перед северным входом ВВЦ; выполнена в содружестве с Б.М. Иофаном). В 40-х гг. много работала над станковыми бюстами: с суровой правдивостью передавала мужественный облик военных («Б.А. Юсупов» и «И.Л. Хижняк», оба — гипс, 1942, и бронза, 1947, ГТГ), создала серию психологически выразительных портретов московских врачей, учёных, артистов, деятелей культуры (хирурга С.С. Юдина, гипс, 1940, ГТГ; балерины Г.С. Улановой, пластилин, гипс, 1941; академика А.Н. Крылова, дерево, 1945, ГТГ; дирижёра Е.А. Мравинского, гипс, ГРМ, 1945). В послевоенный период Мухина завершила исполненный И.Д. Шадром проект памятника М. Горькому на площади Белорусского вокзала (совместно с Н.Г. Зеленской и З.Г. Ивановой, архитектор З.М. Розенфельд, бронза, гранит, 1951), работала над памятником П.И. Чайковскому перед зданием Московской консерватории (совместно с Зеленской и Ивановой, архитектор А.А. Заварзин, бронза, гранит, открыт в 1954). Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме-мастерской, где в 1947—53 жила Мухина (Гоголевский, ныне Пречистенский, переулок, 5а), — мемориальная доска. В 1989 именем Мухиной названа одна из улиц в Солнцеве; в сквере на пересечении улицы Пречистенки и Пречистенского переулка открыт памятник Мухиной (скульптор М.К. Аникушин, архитектор С.П. Хаджибаранов).

Сочинения: Художественное и литературно-критическое наследие, т. 1—3, М., 1960.

Литература: Воронова О.П., В.И. Мухина, М., 1976; Суздалев П.К., В.И. Мухина, М., 1981.

Е.М. Ивановская.

Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

1992

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мухина вера игнатьевна
Значение слова мухина вера игнатьевна
Что означает мухина вера игнатьевна
Толкование слова мухина вера игнатьевна
Определение термина мухина вера игнатьевна
muhina vera ignatevna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):