Древний мир Энциклопедический словарь - грузия
Грузия
древняя — терр. Г., как и всего Кавказа, в силу благоприят. природных условий, явл. одним из предполаг. очагов формирования первобыт. человека. В эпоху неолита на терр. Г. уже сформировалось развитое матриарх.-родовое общество.
С 4-го тыс. до сер. 3-го тыс. до н.э. в Г., как и на всем Кавказе, была распростр. высокоразвитая энеолитич. культура. В эту эпоху значительно расширилась роль земледелия, а также скотоводства. В связи с этим происходит переход от матриархата к патриархал.-родовым отношениям. Во 2-й пол. 3-го тыс. до н.э. на терр. Г. зарожд. металлургия бронзы. Памятники раннего периода бронз. века свидет. о высоком развитии местной металлургии. Обращает внимание многообразие форм металлич. украшений, орудий произ-ва и оружия. В этот период особенно интенсивно развивается скотоводство. Однако внутри родового общества пока еще не наблюдается резкого имуществ. неравенства.
В эпоху средней бронзы (1-я пол. и сер. 2-го тыс. до н.э.) происходит дальнейшее развитие металлургии и др. видов произ-ва. В верховьях р. Риони в эту эпоху существовал очаг горноруд. произ-ва. В обществ. жизни идет процесс выделения племенной верхушки, наблюдаются элементы разлож. родового строя. Во 2-й пол. 2-го и нач. 1-го тыс. до н.э. металлургия бронзы в Г., как и всюду на Кавказе, достигает высшей ступени развития.
Происходит всесторон. подъем материал. и духовной культуры груз. племен (керамика, изготовл. на гончарном круге, в т.ч. поливная, художеств. литье, изобразит. иск-во). К этому времени на терр. Г. образуются большие обл. однородных культур — зап.-груз. — колхская, перекликающ. с кобанской культурой Сев. Кавказа, и вост.-груз. — иберская, перекликающ. вообще с цент.-закавказской культурой. В эпоху поздней бронзы появл. первые жел. предметы, хотя переход к массовому произ-ву и применению железа происходит в Г. в 9 — 7 вв. до н.э. Связанный с развитием металлургии железа рост производит. сил и обществ. разделения труда способств. возникновению интенсивного обмена и ускорению разложения первобытнообщин. строя.
Религ. представл. человека в эпоху родового строя заключались в обожествл. окружающих его предметов, животных, сил природы. С развитием обществ. жизни и образованием союзов племен, наряду с божествами отд. племен, создаются общие пантеоны богов. Установлено существование в глубокой древности культа луны, солнца, божества плодородия и др.
На рубеже 2-го и 1-го тыс. до н.э. на терр. Г. создаются крупные союзы племен.
На терр. юго-зап. части ист. Г., в верх. и ср. теч. р. Чороха, существовал крупный союз племени Диаохи (Дайаэни), упоминаемый с кон. 12 в. до н.э. в ассир., а позже — в урартских надписях. К сер. 8 в. до н.э. против усиливш. госуд. Урарту начал выступать сильный союз племен Зап. Г., возглавл. Кулха. Страна Кулха лежала в прибрежной полосе Юго-Вост. и Вост. Причерноморья (Колхида). Объед. Кулха было разгромлено во 2-й пол. 8 в. до н.э. урартами и в результате вторж. киммерийцев с С. В 6 в. до н.э. в Зап. Г. сложилось раннерабовлад. госуд. — Колхидское царство, явл. преемником объед. Кулха. Его образованию сопутствовал интенсивный процесс этнич. консолидации племен, живших в цент., низменных р-нах Зап. Г. Население Юж. и Сев. Колхиды жило в условиях разлагающ. родового строя. В Юго-Вост. Причерноморье в источниках упоминаются зап.-груз. племена — тибарены (табалы), халибы, моссиники (моссинойки), макроны и др. В сев.-зап. р-нах Колхиды — зап.-груз. племена: колы, кораксы, гениохи и др. Назв. «колхи» в отношении населения этих р-нов употреблялось лишь в широком собират. значении. Сев. обл. Колхиды занимало груз. племя сванов. В образовании вост.-груз. госуд. видную роль сыграли племена мосхов, проникшие на терр. ист. Грузии из вост. части М. Азии, и сасперов, живших в верховьях р. Чороха (р-н Спери). В кон. 6 в. до н.э. племена Юго-Вост. Причерноморья (мосхи, тибарены, макроны и др.) и юж. обл. Г. (сасперы) были подчинены Ахеменидами и платили им дань. В 5 в. до н.э. груз. племена, кроме сасперов, освободились от этой зависимости. Археол. материал из Вост. Г. 6 — 4 вв. до н.э. свидет. о резком имуществ. неравенстве и концентрации богатства в руках аристократич. верхушки общества. В 4 — 3 вв. до н.э. сложилось вост.-груз. Иберийское (Картлийское) царство с центром в г. Мцхета.
Развитию гор. жизни и торговли в Колхиде способствовало возникновение на вост. побережье Черного м. еще в 7 — 6 вв. до н.э. греч. колоний (Керасунт, Трапезунт, Фасис, Диоскуриада и др.), в развитии к-рых значит. роль играло мест. население. В это же время в Зап. Г., гл. обр. по р. Фасису, возникли местные торг.-ремесл. пункты гор. типа и города (Даблагоми, Вани и др.); широкое развитие получила торговля. В городах Причерноморья сбывали различное сырье, местные изделия, а также рабов, получая соль, вино, оливковое масло и изделия греч. ремесла. С кон. 6 в. до н.э. в Колхиде началась чеканка серебр. монеты (т.н. «колхидок»), в большом кол-ве обнаруж. на терр. Зап. Г. По описанию Страбона, Иберия была богатой, густонасел. страной. Часть населения жила в горах и занималась скотоводством, явл. важным источ. воен. сил госуд. Жители плодородных долин занимались земледелием, садоводством и виноградарством. Города — Мцхета, Уплисцихе, Гори, Урбнииси и др. — были центрами ремесла и торговли. Столица Иберии Мцхета лежала на скрещении важных торг. путей и вела крупную торговлю с Сев. Кавказом, Селевкидским госуд. и др.
Рабовлад. отношения господствовали в Г. в осн. в городах и прилегающих к ним низменных обл. В горах преобладали патриарх.-родовые отношения. Рабский труд особенно широко применялся на строит. и др. тяжелых работах, а также в царском х-ве и в домах знати. Осн. часть населения Г. составляли объед. в общины земледельцы, часть к-рых была свободной и отбывала воен. обязанность; др. часть находилась в неспосредств. подчинении у царского дома. Большую роль в политич. жизни играли жрецы, составляю-щие привилегир. касту. Храмы владели большим имуществом и землями. В 3 — 1 вв. до н.э. Г. поддерживала тесные политич. и культурно-экономич. связи с Арменией и эллинистич. госуд. — Селевкидов, Понтийским царством. В царствование Митридата VI Евпатора Колхида была подчинена Понтийскому царству. Разбив Митридата VI и его союзника царя Армении Тиграна II, римляне во главе с Помпеем в 65 до н.э. вторглись в Иберию (Картли), а затем перешли в Колхиду. Они установили протекторат в Картли, а в Колхиде поставили своего правителя. В период борьбы Рима с Парфянским царством Иберия усилилась. Особенно большого могущества она достигла в царствование Фарасмана II (2 в. н.э.), при к-ром Иберия проводила активную внеш. политику. В 1 — 2 вв. н.э. в Зап. Г. образовалось Лазское царство (Эгриси), к-рому удалось постепенно подчинить остальные политич. образования Сев. Колхиды (кн-ва апшилов, абазгов, санигов) и создать в 3 — 4 вв. сильное госуд. с центром в Цихе-Годжи. Оно находилось в вассальной зависимости от Рима.
Археол. раскопками обнаружены памятники высокоразв. культуры Г. антич. периода — мощные крепостные сооруж. (Армаз-цихе, Цицамури, Вани), культовые, дворцовые и хоз. строения, могильники с богатым погребальным инвентарем (Армази-Мцхета, Вани и др.), содержащие уникальные изделия худож. ремесел (золотые и серебряные изделия и др.). Эти предметы специфичны и в большинстве своем явл. продукцией груз. ювелирного ремесла, органич. развивавш. местные многовековые традиции. Находки свидет. также о развитых торг. связях Г. со странами Востока. Судя по эпиграфич. памятникам, в антич. Г. применялась греч. арамейская и еврейская письменность.
В Картли выработался своеобразный тип арамейской письменности — «армазский» (назван по месту находок образцов письменности). Древнейший дошедший до нас датирован. образец груз. письменности относится к 5 в. (Болнисская надпись). Полагают, что груз. письменность сформировалась гораздо раньше; ее интенсив. применение связано с распростр. христианства. В Эгриси, в г. Фасисе, в 4 в. существовала филос. школа. По религ. представлениям населения антич. Г. во главе языч. пантеона стояло божество луны — Армаз.
Божеством плодородия была Заден. В др.-груз. пантеон входили также божество Квириа, бог погоды Воб, бог урожая Арале, богиня Нана и др.
Зарожд. феод. отношений в Г. относится к 4 в., с 6 в. они стали господствующими. Рабовладельцы стали сажать на землю рабов, превращая их в крепостных крестьян; с др. стороны — происходило расслоение свободных производителей, земледельцев-общинников (эри), незначит. часть к-рых становилась феодалами, большинство же постепенно превращалось в категорию зависимых крестьян (глехи). В 3 — 4 вв. в Г. начало распростр. христианство. В Картли (Иберия) христианство было объявл. гос. религией ок. 337, а в Зап. Г., в Лазском царстве (Эгриси), — в 523. Христианство укрепляло более прогрессивные феод. порядки, содействовало развитию культурных связей с передовыми странами Запада, распростр. груз. письменности и лит-ры. В эту эпоху создаются выдающ. образцы груз. церк. лит-ры — «Мученичество Шушаники» Якова Цуртавели (5 в.), «Мученичество Евстафия Мцхетели» неизв. автора (6 в.) и др; строятся замечат. памятники архитектуры, храмы Болниси (5 в.), Джвари (6 в.), Цроми с мозаич. стенной росписью (7 в.) и др. Этнич. родство груз. племен, общность политич. судеб, взаимное политич. и культурное влияние содействовали процессу формирования единой груз. народности, к-рый усилился с распростр. христианства в Г. и подчинением картлийскому католикосу зап.-груз. церкви, освободивш. от влияния греч. церкви. С 4 в. усилилось наступл. Сасанидской Персии на Картли, феод. знать перешла на сторону Сасанидов. Население Картли оказывало стойкое сопротивл. агрессорам, особенно при царе Вахтанге I Горгасале (2-я пол. 5 в.), стремивш. к централизации Г. и ликвидации вассальной зависимости Г. от Ирана. Он был одним из предводителей большого объед. восстания грузин, албанцев и армян против Ирана. При Вахтанге Горгасале в Картли были проведены большие строит. работы, значит. центром стал Тбилиси, превративш. в столицу Картли.
С развитием производит. сил в раннефеод. период в Г. возник ряд городов-крепостей: Уджарма, Жалети, Рустави, Болниси, Череми, Цопи — в Вост. Г., Варцихе, Вашнари, Толеби, Анакопия — в Зап. Г. Хар-рным для них явл. мощные укрепления.
Крупные феодалы в Картли (т.н. «великие азнауры») в кач-ве союзника в борьбе против царской власти опирались на силы перс. феодалов. Последние воспользовались начатым в 523 против них восстанием, к-рое возглавлял царь Гурген, и упразднили царскую власть. Во главе Картли, превращ. в перс. провинцию, был поставлен марзпан (правитель) с резиденцией в Тбилиси. Царская власть была упразднена фактич. и в Лазике (Эгриси), к-рая после 20-летней войны между Персией и Византией по договору 562 перешла под власть последней. В кон. 6 в. Картли (за исключ. Тбилисской крепости) в результате самоотверж. борьбы груз. народа была освобождена от власти Сасанидов. Правителем страны картлийская знать поставила эрисм-тавари (глава народа, князь), к-рый должен был защищать интересы феодалов. Но с нач. 7 в. и в этой части Г. установилось визант. влияние.
В 627 союзники византийцев — хазары взяли г. Тбилиси, где стоял перс. гарнизон. С сер. 7 в. началось проникновение арабов в Г. В 30-х гг. 8 в. халифат окончат. подчинил Г. В Тбилиси был назначен эмир. Население Г. было обложено тяжелой данью. Груз. народ ожесточ. сопротивлялся захватчикам. Арабы чувст-вовали себя прочно лишь в цент. р-нах Картли. С 9 в. здесь неоднократно вспыхивали восстания. Совместная борьба грузин, албанцев и армян положила конец араб. господству, чему способствовало также ослабл. халифата из-за внутр. противоречий.
В 8 — 10 вв. углубляется процесс феодализации в Г., усиливается закрепощение производит. слоя общества. Мелкие феодалы (азнауры) со своими землями искали покровительства более сильных владетелей. Последние явл. преемниками картлийских эриставов, постепенно ставших наследств. князьями (мтаварами) управл. ими обл. Картлийский эристав был лишь первым и сильнейшим среди др. феодалов. Внутри феод. класса существовали ленные зем. отношения и соотв. им система вассалитета. Однако в соц. жизни страны все еще значит. роль играли свободные производители-мдабиуры (воины-поселяне), к-рые считались царскими подданными. Вся система соц.-экономич. отношений в ранефеод. Г. известна под назв. «патронкмоба». В кон. 8 — нач. 9 вв. в Г. возникают крупные феод. княжества (мтаварства) — Кахети, Тао-Кларджети и Абхазское царство, охватывающее всю Зап. Г. К ним принадлежал также Тбилисский эмират, к-рый с кон. 9 в. фактич. отделился от халифата. Сдвиги в соц. развитии и хоз. прогресс страны создавали основу для сближения образовавш. в Г. царства и княжеств. Рост с.-х. произ-ва в осн. отраслях земледелия Г., в частн., основанных на искусств. орошении виноградарства и садоводства, и углубление процесса обществ. разделения труда способств. развитию ремесла и торговли. Возникали новые города (в 10 в. — Дманиси, Артануджи, Ахалкалаки, Ахалцихе, Телави и др., в 11 — 12 вв. — Атени, Гори, Баралети и др.), росли старые (Тбилиси, Рустави, Кутаиси, Жинвали, Самшвилде и др.). Крупнейшим торгово-ремесл. центром Г. стал Тбилиси. В городах высокого уровня развития достигло ремесло — металлообработка, ткачество, керамич. произ-во, кожевен. дело и др. Ремесленники объед. в многочисл. цехи. Города вели крупную торговлю с Арменией и др. соседними обл., Аравией, Ираном, Византией, Египтом и др. странами, вывозя шерсть, шелк, ткани, изделия из металла, керамику. Богатое купечество создало спец. объед. (уртаги). С развитием городов возросла роль верхушки гор. населения в политич. жизни страны. В объед. страны и образовании сильной централизов. власти были заинтересованы горожане (ремесленники и торговцы), служилые азнауры и мдабиуры-сельчане, к-рые боролись против крупной знати — вельможных азнауров и мтаваров.
Упорная борьба груз. князей из династии Багратиони за расширение своих владений, усиливш. с нач. 9 в., завершилась в нач. 11 в. объед. осн. груз. земель в единое феод. груз. госуд. во главе с царем Багратом III (975 — 1014). К этому времени закончился давно начавш. процесс консолидации груз. народности с единым яз.; возник собират. термин «Сакартвело» для обозначения всей Г.
Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф.
В. Д. Гладкий.
1998.