Советская историческая энциклопедия - грузинская церковь
Связанные словари
Грузинская церковь
), представлявших собой значит. феод. х-ва, в к-рых эксплуатировался труд зависимого населения. Наиболее крупные владения были у католикоса-патриарха и бичвинтского католикоса. Для укрепления своего влияния и увеличения доходов Г. ц. насильственно насаждала христианство среди горцев. Утверждение христ. религии сопровождалось уничтожением языч.
храмов. При этом погибли мн. памятники др.-груз. письменности и культуры. В ср. века груз. цари, будучи заинтересованы в поддержке сильной Г. ц., наделили ее суд. и финанс. привилегиями. Значит. доходы Г. ц. получала от взимания подымного сбора с населения. В феод. Грузии церковь служила царской власти прочной идеологич. и политич. опорой. На протяжении мн. веков наука и просвещение в Грузии были монополизированы церковью, что тормозило их развитие. Однако Г. ц. сыграла определенную роль в развитии просвещения в стране в ср.века. При нек-рых монастырях возникали кружки (напр., в Шиомгвимском, Давид-Гареджском, Алавердском и др.), академии (в Гелати, Икалто) и т. п. Значит. развитие деятельность этих центров груз. культуры получила в 11 нач. 13 вв.; в период создания и укрепления единого груз. гос-ва. После присоединения Грузии к России в нач. 19 в. Г. ц. потеряла автокефалию.
Были упразднены должности католикоса-патриарха Грузии (1811) и бичвинтского католикоса (1814). В 1811 был учрежден груз. экзархат Синода для управления Г. ц. По закону 1811 б. ч. церк. земель и крепостных перешла к т. н. "церк. ведомству", а духовенство стало получать жалованье из казначейства. В 1852-53 имущество Г. ц. перешло к казне. Лишь небольшая часть крупных церквей и монастырей сохранила свои земли.В марте сент. 1917 груз. духовенство восстановило автокефалию Г. ц. и, упразднив экзархат, избрало католикоса-патриарха Грузии. В годы революции 1905-07 и гражданской войны и иностр.интервенции груз. духовенство в Закавказье активно поддерживало контрреволюционеров. Позже Г. ц. заняла лояльную позицию по отношению к Сов. власти. В 1943 было установлено общение между Г. ц. и рус. православной церковью, признавшей автокефалию Г. ц.
Лит.: Краткий очерк истории груз. церкви и экзархата за XIX ст., Тифлис, 1901; Натроев А., Мцхет и его собор Свэти-Цховели. Историко-археологич. описание, Тифлис, 1901; Ломинадзе Б. Р., Шиомгвиме. Историко-археологич. очерк, Тб., 1953 (на груз. яз.); его же, Одна из форм монастырского землевладения, "Мимомхилвели", 1949, т. 1 (на груз. яз.); его же, Из истории орг-ции феод. х-ва в позднефеод. Грузии, в сб.: Мат-лы по истории Грузии и Кавказа, в.
30, Тб., 1954 (на груз. яз.); его же, Из истории феод. землевладения, там же, в. 31, Тб., 1954 (на груз. яз.); его же, Мат-лы для хронологии истории Грузии XVII-XVIII вв., там же, в. 29, Тб., 1951 (Хронологич. список груз. католикосов-патриархов, на груз. яз.); его же, Мат-лы для хронологии истории Зап. Грузии XVII-XVIII вв., там же, в. 31, Тб., 1954 (Хронологич. список католикосов-патриархов Зап. Грузии, на груз. яз.); его же, Реакц. роль церкви в революции 1905-1907 гг., Тб., 1959 (на груз. яз.); его же, Гелати, Тб., 1955 (на груз. яз.); его же, Гелати (Путеводитель), 2 изд.. Тб., 1959.Б. Р. Ломинадзе. Тбилиси. .