Советская историческая энциклопедия - гус
Связанные словари
Гус
(Hus), Ян (1371 6. VII. 1415) национальный герой чеш. народа, выдающийся мыслитель, идеолог чешской реформации. Родился в местечке Гусинец (Южная Чехия). Происходил из бедной крестьянской семьи. В 1393 окончил Пражский ун-т, в 1396 стал магистром, в 1401-02 был деканом ф-та свободных иск-в, в 1402-03 и в 1409-10 ректором Пражского ун-та. С 1402 проповедовал в Вифлеемской часовне, превратившейся в центр распространения идей реформации.Деятельность Г. началась в условиях резкого обострения социальных и нац. противоречий. В ней различаются 3 периода. До 1409 в выступлениях Г. звучат гл. обр. патриотич. мотивы, одновременно нарастает и критика католич. церкви, начавшаяся с выступлений против отд. церковников и перешедшая в последоват. обличение всей системы ср.-век. католицизма. Выступления Г. против нем. засилья в Чехии встретили широкую поддержку и увенчались в 1409 изданием т. н. Кутногорского декрета, согласно к-рому руководство Пражским ун-том перешло к чехам. Значение декрета выходило за рамки университетской жизни. Он явился сигналом к подъему патриотич. движения в Чехии. 2-й период (1409-12) время полного разрыва Г. с католич. церковью и развития его реформац. учения. Начав еще в предшествующий период с выступлений в поддержку запрещенного в Чехии учения англ. бюргерского реформатора Уиклифа, Г., опираясь на традиции нар. борьбы и используя произв. чеш. предшественников бюргерской реформации Яна Милича и Матвея из Янова, создает стройное антицерк. учение, проникнутое идеями патриотизма. Величайший успех объединенных сил слав. народов победа над войсками Нем. ордена под Грюнвальдом (см. Грюнвальдская битва 1410) вызывает живой отклик у Г. Выступлением против продажи индульгенций (1412) открывается последний период жизни и деятельности Г. Преданный церковью анафеме, Г. апеллирует к народу, создавая предпосылки идеологии гуситского революционного движения. Под влиянием обостряющейся клас. борьбы в Чехии учение Г. приобретает более радикальный характер. Мн. ученики Г., особенно Иероним Пражский, усиливают революц. элементы его учения. Сам Г., вынужденный после папского отлучения покинуть Прагу, провел 2 года на Ю. Чехии. Здесь он выступает перед крестьянами, и его проповедь все больше приближается к выражению чаяний нар. масс. В это время Г. завершает трактат "О церкви" ("De ecclesia"), в к-ром подвергает критике церк. порядки и несправедливости обществ. строя; завершает перевод Библии на чеш. яз. Перевод Библии был также показателем зрелости чеш. лит. яз. Разработанная Г. система чеш. орфографии в осн. чертах сохранилась до нашего времени.В 1414 Г. был вызван на церк. собор в Констанце. Вскоре после приезда в Констанцу (28 окт. 1414) Г., несмотря на охранную грамоту, выданную ему имп. Сигизмундом, был брошен в тюрьму, где находился более 7 мес. Собор отказался от рассмотрения взглядов Г. по существу и потребовал безусловного отречения. Верхи католич. церкви хотели не только морально сломить Г., но и дискредитировать его учение в глазах чеш. народа. Г. наотрез отказался от отречения и был заживо сожжен. Хотя Г. не отрицал догматов и таинств католич. церкви, а критика феод. отношений в его произв. не доходила до призывов к уничтожению насильств. путем феод. собственности и феод. эксплуатации и по своему социальному содержанию учение Г. было бюргерским, тем не менее в нем заключались в самом общем виде требования и плебеев, и крестьян. Произв. и проповеди Г. наполнены горячим сочувствием к трудящимся и эксплуатируемым. Он говорил, что паны и попы обирают бедноту и "пасут свое брюхо в роскоши". Основой общества Г. считал крестьян, к-рые своим трудом содержат все остальные сословия и во время войны защищают страну. Г. подчеркивал, что не только короли и епископы, но и купцы богатеют неправедным путем путем обмана и ростовщичества. Он отстаивал идею равенства мужчин и женщин, проповедовал, что отношения внутри семьи должны быть основаны на равенстве супругов и взаимном уважении.По мере подъема революц. движения в Чехии сам Г. придавал своему учению все более радикальный характер. Осн. принципом поведения человека и орудием обществ. преобразований Г. считал познанный разумом "закон божий". Этот закон является абсолютной нормой и мерилом социальной справедливости. Признавая традиц. деление феод. общества на 3 сословия (духовенство, дворянство и простой народ), Г. допускал сохранение власти в руках господств. классов только при условии соблюдения "закона божьего". При нарушении этой нормы подданные имеют право и даже обязаны выйти из повиновения. Т. о., учение Г. не исключало возможности нар. выступлений против "неправедных властей", из чего впоследствии таборитами и были сделаны практич. революц. выводы. Большое значение имело выступление Г. против феод. собственности церкви. Г. не только порицал богатства церкви, но и требовал секуляризации церк. земель. Это встречало поддержку части светских феодалов; именно поэтому Г. пользовался до известного времени покровительством чеш. короля Вацлава IV.Г. и его ученики поддержали и теоретически обосновали проповедуемое Матвеем из Янова требование введения единого обряда причащения (вином и хлебом) для всех верующих. Это требование изменения обряда отражало стремление нар. масс лишить церковников их привилегированного положения (в католич. церкви вином причащаются только священнослужители). Оно стало в дальнейшем одним из лозунгов гуситского революц. движения. Как пламенный патриот и борец, Г. выступал в защиту нац. прав чеш. народа, чеш. языка и культуры. Г. призывал к борьбе против иноземного засилья. Но он был далек от нац. ограниченности ("хороший немец мне милей плохого чеха"). Г. был замечат. оратором. В своих проповедях, произносимых на чеш. языке, в яркой и доступной форме он пропагандировал свои идеи, пробуждая революц. активность масс.Ист. заслуга Г. состоит в том, что он явился основоположником ранней чеш. бюргерской реформации краеугольного камня идеологии гуситского революц. движения, ставшего подготовит. ступенью первой крупной битвы буржуазии против феодализма Реформации. Г. сумел с большой силой выразить чаяния народа. Нар. массы делали из учения Г. революц. выводы, поднимавшие их клас. борьбу на более высокую ступень. Стойкость и твердость Г. перед лицом испытаний навеки останутся в памяти народов. Г. занял достойное место в ряду выдающихся борцов против социальной несправедливости и нац. гнета.Жизни и деятельности Г. посвящено много работ. Уже в ходе гуситских войн был создан ряд лит. произв. о нем. Однако значит. часть объективных свидетельств современников была уничтожена феод.-католич. реакцией. Ее идеологи еще в 15 в. выдвинули тезис о том, что "еретич." выступление Г. якобы было порождено не чеш. условиями, что в учении его не было ничего самостоятельного, все было заимствовано у англ. "архиеретика" Уиклифа. Это заимствованное у Уиклифа учение привело страну к "катастрофе" и "неисчислимым бедствиям". Вымыслы феод.-католич. реакции позднее послужили основой псевдонауч. концепции реакц. бурж. школы историков, отражавшей интересы правящих кругов австр. монархии и империалистич. Германии (К. Хёфлер (К. Höfler, Geschichtsschreiber der husitischen Bewegung in Böhmen, 1 Theil, Wien, 1856); Й. Лозерт (J. Loserth, Hus und Wiklif, 1884; 2-е исправл. изд. вышло в 1925) и др.). Хёфлер, в частности, утверждал, что идеи Уиклифа, носителями к-рых, по его мнению, являлся Г., не могли быть восприняты Чехией, стоявшей далеко позади Зап. Европы, и вылились лишь в цепь невиданных злодейств. Основываясь на этом, Хёфлер оправдывал ужасы инквизиции в Чехии, гонения против "еретиков", в частности расправу с Г.Основоположник чеш. бурж. историографии и крупнейший ее представитель Ф. Палацкий, высоко оценивая деятельность Г. и подчеркивая его значение в мировой истории, сводил выступление Г. к религ.-нравств. протесту против злоупотреблений католич. духовенства. Раскрывая нац. мотивы в учении Г., Палацкий со своих узкоклас. бурж. позиций стремился скрыть его социальное содержание. Концепция Палацкого была воспринята чеш. бурж. историографией 19-20 вв. (работы В. Новотного (V. Novotny, M. Jan Hus. Zivot a uceni, d. 1, Praha, 1919), В. Кибаля (V. Kybal, Jan Hus, d. l-2, Praha, 1923-26), В. Флайшганса (V. Flajshans. Mistr Jan, receny Hus z Husince, Praha, 1901, рус. пер. Ян Гус, M., 1916) и др.).Особо следует отметить работы проф. теологич. ф-та Пражского ун-та Ф. Бартоша (F. М. Bartos, Cechy n dobe Husove, в кн.: Ceské dejiny, dil. 2, cást, Praha, 1947; его же, Co vime о Husove nového, Praha, 1946, и мн. др.), собравшего очень большой фактич. материал и внесшего, несмотря на свои идеалистич. концепции, определенный вклад в изучение жизни и деятельности Г. С сугубо конфессиональных позиций изучали деятельность Г. рус. историки-славянофилы в 19 в. (Е. Новиков, А. С. Клеванов, И. С. Пальмов и др.). Они считали его лишь церк. реформатором, пытались установить связи Г. и его последователей и учеников с вост. православием. В их работах Г. предстает как мученик, они восхищаются его верой и долготерпением.З. Неедлы еще в первые годы своей деятельности отказался от традиц. бурж. толкования деятельности Г. В дальнейшем он развивал эти взгляды. В работе "Гус и наше время" ("Hus a nase doba", Praha, 1946) Неедлы показал его как борца, патриота, учение к-рого взламывало самые основы католич. церкви, подрывая основы существ. политич. строя. Сам богословский характер соч. Гуса Неедлы объяснял условиями средневековья. Марксистская историография исходит в оценке Г. из высказываний о нем К. Маркса и Ф. Энгельса. К. Маркс в "Хронологич. выписках" неоднократно касался выступлений Г., называя его защитником нац. и нар. прав чехов (см. Архив Маркса и Энгельса, т. 6, 1939, с. 214). Ф. Энгельс, отмечая, что борьба против феод. строя выразилась в европ. странах прежде всего в развитии бюргерской ереси, констатировал, что "…Гус и каликстинцы в Богемии были главными представителями этого направления" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.. т. 7, с. 362).Марксистская наука ЧССР рассматривает изучение идей и деятельности Г. как одну из важных проблем. В общих работах по истории гуситского революц. движения И. Мацек ("Гуситское революц. движение", 1952, рус. пер. 1954; "Табор в гуситском революц. движении", т. 1-2, 1952-55, рус. пер. 1956-59; J. Macek, Jan Hus, Praha, 1961), высоко оценивая деятельность Г. и связывая его учение со всей совокупностью социально-экономич. условий Чехии 14 нач. 15 вв., подчеркивает, что Г. заложил фундамент целостной антицерк. идеологии, проникнутой патриотич. мотивами. Р. Каливода (R. Kalivoda, Husitska ideologie, Praha, 1961) показывает, что идеология Г. выражает интересы нар. масс, хотя и с клас. позиций бюргерской оппозиции (см. указ. соч., с. 179).Соч.; Sebrané spisy. sv. 1-6, Praha, 1903-08; Tractatus de ecclesia, Camb., 1956; Sermones de tempore, qui Collecta dicuntur, vyd. A. Schmidtová (Spisy, sv. 7), Praha, 1959; в рус. пер. Послания магистра Иоанна Гуса, M., 1903.Лит. см. при ст. Гуситское революционное движение.В. Т. Рубцов. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое гус
Значение слова гус
Что означает гус
Толкование слова гус
Определение термина гус
gus это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):