Советская историческая энциклопедия - хазарский каганат
Связанные словари
Хазарский каганат
7 в. в Закавказье Арабского халифата. К нач. 8 в. хазары владели Сев. Кавказом, всем Приазовьем, б. ч. Крыма (отнятой у Византии), а также степными и лесостепными территориями Вост. Европы до Днепра. Одновременно они вели ожесточенную борьбу с арабами за обладание Закавказьем, неоднократно совершали туда набеги, но утвердиться там не смогли.
В 735 в земли X. к. через Каспийский проход и Дарьял вторглись арабы, разгромив армию кагана (титул главы Х.к.). Каган и его приближенные были вынуждены принять ислам (т. е. фактически подчиниться арабам), к-рый, однако, получил распространение только среди части населения X. к., а сам каган и его приближенные вскоре отказались от него. С перемещением центра X. к. на Ниж. Волгу в ее долине развиваются земледелие и садоводство, а в столице каганата Итиле ремесла и торговля. Город стал важным центром междунар. (транзитной) торговли, приносившей X. к. большие доходы. В Доно-Донецком междуречье, в связи с переселением туда части сев.-кавк. алан, возникают оседлые поселения, возрождаются города на Таманском и Керченском п-овах. Хотя осн. видом хоз. деятельности населения X.к. остается кочевое скотоводство, процесс распада родовых порядков ускоряется, складываются раннефеод. отношения. В результате поражения, нанесенного арабами армии кагана, авторитет тюркской династии в X. к. падает. Фактич. власть в гос-ве сосредоточивается в руках местных хазарских и болгарских феодалов, а каган превращается в почитаемого, но безвластного владыку.
В течение 8 в. прочные отношения у X. к. сохранялись с Византией, что способствовало распространению христианства. Ей было разрешено создать на терр. X. к. церк. организацию (митрополию), в к-рую входило 7 епархий, в т. ч. епархия в Итиле, что обеспечивало Византии значит. влияние в X. к. В связи с большой междунар. ролью X. к. вопрос о его гос.
религии имел важное политич. значение. Арабы безуспешно пытались утвердить там ислам, а Византия христианство. Хазары же не связывали себя церк. узами ни с Халифатом, ни с Византией. В 1-й пол. 8 в. (ок. 731) часть хазар Сев. Дагестана приняла иудаизм (в Сев. Дагестане поселились евреи, изгнанные из сасанидского Ирана и, позднее, из Византии), в их числе некий кн. Булан. В кон. 8 нач. 9 вв. один из его потомков Обадия стал во главе X. к. и объявил иудаизм гос. религией. Совершенный им переворот вызвал недовольство др. хазарских князей. Началась длительная и упорная борьба, в ходе к-рой восставшие призвали на помощь из-за Волги мадьяр, а Обадия нанял кочевников гузов. Восстание было подавлено, мадьяры оттеснены за Днепр, с ними ушли уцелевшие бунтовщики (кабары). Смутой в X. к. воспользовались крымские готы, перешедшие под власть Византии, и нек-рые др. народы, платившие ранее дань хазарам (в т. ч. приднепровские славяне). В эти годы на Дону была построена крепость Саркел, предназначенная для защиты торг. пути с 3. на Итиль. В кон. 9 в. в Сев. Причерноморье прорвались печенеги и изгнали (895) в Подунавье зависимых от X.к. мадьяр. Причерноморские и донские степи оказались под властью печенегов. Этим воспользовалась Византия, заинтересованная в дальнейшем ослаблении каганата. Она начала натравливать на хазар окружавшие их кочевые племена. Но гл. силой, противостоявшей X. к., явилось Древнерус. гос-во. Еще в 9 в. рус. дружины проникали в Каспийское м.
, нарушая важную для хазар торговлю по Каспийско-Волжскому пути. В 913/914 и 943/944 рус. войска проходили через Хазарию и опустошили Каспийское побережье. В 964/965 рус. князь Святослав Игоревич совершил поход на Волгу и разгромил X. к. Были разорены гг. Итиль и Семендер и захвачен г. Саркел. Не имела успеха попытка хазар во 2-й пол. 10 в. спасти положение с помощью Хорезма, ценой принятия ислама, т. е. подчинения Хорезму. Ослабленный внутр. противоречиями и опустошит. вторжениями кочевых народов (печенегов, гузов), разгромом 964/965, к кон. 10 в. X. к. перестал существовать.Лит.: Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962; Плетнева С. A., От кочевий к городам, М., 1967; Заходер Б. Н., Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. 1-2, Л., 1962-67; Коковцов П. К., Еврейско-хазарская переписка в X. в., Л., 1932; Dunlop D. M., The history of the Jewish Khazars, Princeton (N.Y.), 1954.M. И. Артамонов. Ленинград. .