Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - "красных войск» восстание 1351-66

"красных войск» восстание 1351-66

"Красных повязок" восстание 1351-66, привело к свержению в Китае монг. иноземного ига императорской династии Юань и созданию империи Мин; состояло из нескольких самостоят. восстаний (в Сев. и в Центр. Китае), объединенных общим названием "К. в." в. (по отличит. знаку повстанцев красному платку).

Крест. восстание в Сев. Китае началось в 1351 под рук. Хань Шань-туна (главы тайного об-ва "Белый лотос") и Лю Фу-туна. Однако уже в самом начале восстания, в 1351, Хань Шань-тун погиб, и Лю Фу-тун остался фактич. вождем повстанцев, выдвинувших антимонг. лозунг восстановления власти кит. династии Сун (960-1279), свергнутой монголами. Помимо антимонг. направленности, восстание имело и антифеод. лозунг, выраженный в религ. форме. Так, восставшие провозгласили о пришествии в мир будды Майтреи, к-рый уничтожит насилие и несправедливость и создаст страну всеобщего богатства и счастья. В 1353-54 правительств. войска нанесли поражение повстанцам, однако после врем. отступления последних в 1355 начался новый подъем восстания. В нач. 1355 восставшие объявили о восстановлении империи Сун во главе с сыном Хань Шань-туна Хань Линь-эром, провозглашенным повстанцами императором. В 1358 повстанцы осадили столицу монг. императоров г. Даду (Пекин), а в 1359 взяли Бяньлян (Кайфын), овладели Шаньдуном и на С.-В. дошли до Кореи. В поддержку юаньских правителей выступили феодалы сев. р-нов Китая, к-рым монголы дали допуск к высшим должностям. В 1357 реорганизованные при поддержке кит. феодалов правительств. войска начали широкие карат. операции против повстанцев на С. Китая. К 1362 им удалось разгромить восстание. Лю Фу-тун погиб, Хань Линь-эр бежал в Центр. Китай к руководителю повстанч. движения в этом р-не Чжу Юань-чжану.

В 1351 началось крест. восстание и в среднем течении р. Янцзы. Как и восстание на С. Китая, его также возглавили члены об-ва "Белый лотос", влияние к-рого в р-не среднего течения Янцзы было еще более сильным. В связи с тем, что монг. гнет ощущался здесь меньше, а степень эксплуатации крестьян кит. феодалами была высокой, то восстание в этом р-не приняло прежде всего антифеод. направленность. Ясного антимонг. лозунга повстанцы во главе с Сюй Шоу-хоем не выдвинули. В 1359 Сюй Шоу-хой в результате междоусобной борьбы был убит одним из своих военачальников. В том же году повстанцы под рук. Чэнь Ю-ляна, ставшего во главе восстания вместо Сюй Шоу-хоя, овладели уже всем средним течением Янцзы, землями в Цзянси, Хугуане и частично в Цзянсу и Чжэцзяне.

В Центр. Китае, в р-не Цзицина (Нанкина) крест. восстание началось в 1352. Во главе повстанч. отрядов, действовавших под руководством об-ва "Белый лотос", оказался гор. богач Го Цзы-син. Вскоре в отряд Го Цзы-сина вступил буддийский монах сын бедного арендатора Чжу Юань-чжан, ставший вскоре ближайшим помощником Го Цзы-сина. В 1353 Чжу Юань-чжан создал свой отряд и начал самостоят. операции. Го Цзы-син и Чжу Юань-чжан постепенно отошли от др. крест. руководителей восстания и стали искать сотрудничества с местными феодалами, к-рые старались направить восстание в русло чисто антимонг. борьбы. В 1355 Го Цзы-син умер. С 1356 Чжу Юань-чжан стал единственным главой восстания в этом р-не. Отряды повстанцев, овладев (в 1356) Нанкином, сделали его своей столицей. В 1355 Чжу Юань-чжан признал власть повстанч. императора Хань Линь-эра, используя его авторитет для привлечения симпатий трудового народа. Однако, встав в сер. 50-х гг. 14 в. на сторону кит. феодалов, Чжу Юань-чжан одно за другим разгромил крест. восстания в Центр. Китае (в среднем течении Янцзы), объединив эту часть страны под своей властью, и в 1366 убил Хань Линь-эра. В 1367 армия Чжу Юань-чжана начала Сев. поход против монг. правителей. В нач. 1368 Чжу Юань-чжан провозгласил создание империи Мин и стал ее первым императором. В сер. 1368 его армия взяла столицу монголов Даду, последний император-монгол бежал в степи. Монг. господство в Китае было свергнуто.

Движение Чжу Юань-чжана, в отличие от восстаний Лю Фу-туна и Сюй Шоу-хоя, не имело антифеод. направленности, но оно завершило начатое крест. повстанцами Лю Фу-туна дело нац. освобождения страны.

В сов. историографии "К. в." в. определялось либо как крест. война, принявшая "нац. окраску", а Чжу Юань-чжан как выразитель интересов феодализировавшейся верхушки восстания и старых феодалов (А. Петров, Классовая природа монгольской династии Юань в Китае, Л., 1931; П. Гриневич, К вопросам истории китайского феодализма, "Проблемы Китая", 1935, No 14; Л. А. Боровкова, Восстание "Красных войск" и возвышение Чжу Юань-чжана, "НАиА", 1961, Mi 2), либо как антимонг. война, а Чжу Юань-чжан как крест. вождь (Г. С. Кара-Мурза, Лекции по истории Китая. Ср. века, М., 1940; История стран зарубежного Востока в средние века, М., 1957).

Гоминьдановская историография провозгласила Чжу Юань-чжана нац. героем, освободившим кит. народ от иноземных завоевателей ("Миньбао", 1905, No 5; Ван Тун-Лин, История Китая (Чжунго ши), т. 3, Бэйпин, 1934; Чжоу Гу-чэн, История Китая (Чжунго тунши), 2 изд., т. 2, Шанхай, 1956).

Историки КНР У Хань, Ван Чун-у и др. определяют "К. в." в. как антимонг. восстание (У Хань, Биография Чжу Юань-чжана (Чжу Юань-чжан чжуань), 1949J. Др. кит. историки называют "К. в." в. антиюаньским движением (Лай Цзя-ду, Об антиюаньском восстании под руководством Лю Фу-туна (Шилунь Лю Фу-тун со линдаоды фаньюань да ции), "Лиши цзяосюэ", 1957, Ms 1; Шу Фэнь, О Чэнь Ю-ляне (Шилунь Чэнь Ю-лян), "Гуанмин жибао", 1963, 14 авг., No 5101). В наст. время в кит. историографии преобладает мнение, что "К. в." в. было клас. борьбой крестьян против кит. и монг. феодалов (Гуань Вэнь-фа, О характере восстания в конце Юань и позиции кит. помещиков' в нем (Гуаньюй Юань мо цииды синчжи цзи ханьцз дичжуцзецзи дунсян лянгэ вэньтиды шантао), "Ухань Дасюэ жэньвэнь кэсюэ сюэбао", 1959, MI 8; Чжао Цзи-янь, К вопросу о противоречиях в юаньском обществе (Гуаньюй юаньчао шэхуй чжунды маошунь вэньти), "Шисюэ юэкань", 1960, No 1).

В зап.-европ. историографии спец. исследований о "К. в." в. нет. До 1959 общепринятой считалась точка зрения В. Эбер-харда (W. Eberhard, A history of China, Berk. Los. Ang., 1950), утверждавшего, что восстания в конце Юань начались как "социальная революция", а потом приняли нац. характер. В 1959 В. Франке (см. "Das Jahrhundert der chinesischen Revolution (1851-1949)") высказал мнение, что "К. в." в. были направлены и против богатых шэныпи, и против иноземных угнетателей, но поскольку повстанцы воевали и между собой, то "это была война всех против всех".

Л. А. Боровкова. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое "красных войск» восстание 1351-66
Значение слова "красных войск» восстание 1351-66
Что означает "красных войск» восстание 1351-66
Толкование слова "красных войск» восстание 1351-66
Определение термина "красных войск» восстание 1351-66
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):