Советская историческая энциклопедия - кроче
Связанные словари
Кроче
(Croce), Бенедетто (25.II.1866 20.XI.1952) итал. философ и историк, литературовед, публицист, идеолог и лидер Либеральной партии. С 1910 сенатор. В 1920-21 мин. просвещения, в 1944 мин. без портфеля. Выходец из богатой дворянской семьи, К. начал свою науч. деятельность как историк. Однако в 90-х гг., неудовлетворенный господствовавшей в итал. историографии того времени позитивистской методологией, К. обратился к изучению философии. Известное влияние на него оказал в то время итал. марксист Антонио Лабриола. Но увлечение К. марксизмом было недолгим; уже в книге "Исторический материализм и марксистская экономия" (Mil., 1900; рус. пер., СПБ, 1902) К. подверг ревизии осн. положения ист. материализма с позиций идеализма и до конца своей жизни оставался противником марксизма.Лидер итал. правого неогегельянства, К. по своим филос. воззрениям объективный идеалист. Вся действительность для него есть процесс диалектич. саморазвития духа, к-рый бесконечно индивидуализируется в ист. явлениях. Называя свою философию "абсолютным историзмом", К. доказывает необходимость ист. подхода к явлениям, и проблема истории занимает центр. место в его мировоззрении. К. резко критикует произвольные метафизич. схемы позитивистской философии истории и социологии и бессмысл. описательность эмпирич. историографии, ратует за сближение истории и философии, подчеркивает неразрывную связь истории и современности. Эти черты учения К. привлекли к нему симпатии многих прогрессивных историков.Однако идеалистич. характер философии К. в корне подрывает его историзм. Практич. деятельность людей К. растворяет в сознании, в "духе". Это сразу же порождает неразрешимые противоречия. С одной стороны, К. утверждает, что историю творят люди, отдельные индивиды. С другой стороны он провозглашает единств. субъектом истории "мировой дух", к-рый пользуется индивидами лишь как своими инструментами. Это явная уступка теологии. Вся история для К. история мысли и, как таковая, не подчинена никакой объективной закономерности. "История, как поэзия, как моральное сознание, как мысль, не имеет управляющих ею законов, подобных тем, которые человек формулирует в позитивных или естественных науках" ("Storiografia е idealitГ morale", Bari, 1950, p. 91). К. родоначальник "этико-политической школы" в итал. историографии. Сторонники этой школы отрицают определяющее значение условий материальной жизни в развитии общества и считают гл. фактором истории распространение этико-политич. идей.Придавая громадное значение истории как науке, К. справедливо критикует "мертвую хронику", являющуюся достоянием кучки эрудитов, подчеркивает, что всякая подлинная история современна (в том смысле, что она служит современности, выражает ее потребности), и вместе с тем язвительно высмеивает фальсификацию и модернизацию прошлого, типичные для фашистской историографии. Однако его концепция историографии страдает субъективизмом. К. отвергает возможность объективной исторической истины, к-рая была бы независима от сознания историка. На место причинного объяснения истории К. ставит интуитивное "понимание". Периодизация истории становится у него чем-то совершенно условным и произвольным. В результате, хотя К. всю жизнь боролся против иррационализма и релятивизма, объективно он приходит к тем же самым выводам, что и иррационализм и релятивизм. Единств. спасением для него оказывается ссылка на "мировой дух". Эта теологич. струя особенно усиливается в последних работах К.К. не только теоретик истории, но и автор многочисл. конкретно-ист. работ. Ист. работы К. чрезвычайно разнообразны по своей тематике. Тут и история культуры (I teatri di Napoli secolo XV-XVIII, Napoli, 1891; Saggi sulla letteratura italiana del Seicento, Bari, 1911; Storie e leggende napoletane, Bari, 1919; La poesia di Dante, Bari, 1921; Storia dell'etГ Barocca in Italia, Bari, 1929, и др.), и политич. история (Storia del Regno di Napoli, Bari, 1925; La rivoluzione napole-tana del 1799, 4 ed., Bari, 1926), и историография (Storia delia storiografia italiana, v. 1-2, Bari, 1921), и история философии (Saggio sullo Hegel, 4 ed., Bari, 1948; La filosofia di Giambattista Vico, Bari, 1911; 2 ed., 1922), и бесчисл. биографии, очерки, рецензии, критич. статьи. С 1903 К. издавал журн. "La Critica". В 1947 по его инициативе в Неаполе был открыт Итал. ин-т ист. исследований, превратившийся в крупнейшее исследоват. учреждение.На ист. работах К. сильно сказывается влияние его философ. и политич. взглядов. Будучи признанным идеологом итал. бурж. либерализма, К., за исключением кратковрем. периода в нач. 20-х гг., враждебно относился к фаш. режиму в Италии (1922-43). К. рассматривал фашизм как некий разрыв, паузу в истории Италии. Но вместе с тем он систематически боролся против коммунизма и пролет. движения. Обе эти тенденции чувствуются в его крупнейших ист. работах.В "Истории Италии с 1871 по 1915 г." (Storia d'Italia dal 1871 al 1915, 4 ed., Bari, 1929) в противоположность ист. концепции итал. фашизма, согласно к-рой довоен. история Италии была периодом упадка и только с фашизмом начинается период расцвета, К. считает периодом расцвета Италии время господства бурж. либерализма. В этом антифаш. направленность книги. Но в истории Италии последней трети 19 в. К. привлекает прежде всего видимость клас. мира. Гл. достижением этого периода он считает отсутствие социальных конфликтов, то, что респ. и социалистич. идеи утратили якобы свой революц. характер. Причину гибели итал. либерализма К. усматривает исключительно в слабости либер. идей, к-рые не выдержали натиска сначала позитивизма, а затем иррационализма. В результате ослабления "здорового идеализма" молодое поколение, по мнению К., начинает симпатизировать империализму и национализму, и это в конце концов приводит к войне и режиму диктатуры.Аналогичные идеи К. проводит и в "Истории Европы в XIX в." (Storia d'Europa nel secolo XIX, 3 ed., Bari, 1932). Движущими силами истории выступают здесь не развитие материального произ-ва и движение нар. масс, а борьба пяти различных мировоззрений, "религий": католицизма, авторитаризма, демократизма, коммунизма и либерализма. Единственной "истинной" верой К., естественно, провозглашает либерализм. Установление фаш. диктатуры в Италии было обусловлено, по мнению К., не материальными причинами, а ослаблением нравств. воли и бдительности либерализма; только внутр. самокритика, по утверждению К., может возродить нравств. силу либерализма, к-рый призван в конечном итоге ликвидировать фашизм.Эта ист. концепция обосновывала политическую позицию К. в период фашистской диктатуры в Италии. С освобождением Италии от фашизма К. вернулся к политической деятельности. Он снова возглавил Либеральную партию. Выступал против компартии и социализма.Соч.: (кроме указ. в ст.): Teoria e storia delia storiografia, 6 ed., Bari, 1948; La storia come pensiero e come azione, 3 ed., Bari, 1939; Filosofia e storiografia, Bari, 1949.Лит.: Плеханов Г. В., О книге Кроче, в его кн.: Избр. философские произведения, т. 2, М., 1956; Грамши А., Избр. произведения, пер. с итал., т. 1-3, М., 1957-59 (см. Именной указатель); Чернышев Б. С., Бенедетто Кроче и диалектика, "ВФ", 1958, Кя 8; Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959, гл. 3; Аббате М., Философия Бенедетто Кроче и кризис итальянского общества, пер. с итал., М., 1959; Эфиров С. A., От Гегеля к... Дженнаро, M., 1960; Chabod F., Croce storico, "Rivista storica italiana", 1952, fasc. 4; Olgiati F., Benedetto Croce e lo storicismo, Mil., 1953; Caponigri A. R., History and liberty: the historical writings of Benedetto Croce, L., (1955); Garin E., Cronache di filosofia italiana (1900-1943), Bari, 1955; Petruzzellis N., L'idealismo e la storia, 3 ed., Brescia, 1957; Rossi P., Storia e storicismo nella filosofia contemporanea, Mil., 1960.И. С. Кон. Ленинград.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое кроче
Значение слова кроче
Что означает кроче
Толкование слова кроче
Определение термина кроче
kroche это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):