Советская историческая энциклопедия - мюридизм
Связанные словари
Мюридизм
религ.-мистич. течение в исламе, последователи к-рого, известные под именем мюридов, дервишей, суфиев, разделяются на ряд корпораций, братств, общин (см. Дервишские ордена). По учениям и уставам этих корпораций, сложившимся в осн. в 11-14 вв., существует неск. стадий или ступеней постижения мюридами бога, "растворения" в нем, связанных с выполнением требований шариата.
М. требует от своих приверженцев безусловного подчинения их духовным наставникам мюршидам (шейхам, пирам, ишанам, уставам), отказа от проявлений собственной воли, презрения к мирскому, самоуничижения, а также участия в общих радениях.
М. сыграл значит. роль в распространении ислама в Азии и Африке, причем в учениях ряда его орденов (напр., накшбандийя) неоднократно придавалось существ. значение идее "священной войны" за торжество веры газавату, джихаду. Так это было и на Кавказе, где М. наибольшее распространение получил в 20-е гг. 19 в. С 1824 идеи М. проповедовал мулла Мухаммед из Яраги (Юж.Дагестан). Крупным идеологом М. был также Джемалэддин из Кумуха (Центр. Дагестан), тесть знаменитого впоследствии имама Шамиля. М., под знаменем к-рого сплотились разноязычные горцы, придал религ. окраску и определенную организованность антиколониальному движению на Кавказе. Но религ. идеология М. изолировала горцев от др. народов, разжигала фанатич.
ненависть к немусульманам, втягивала в орбиту влияния панисламистских идей, а главное отвлекала от социальных проблем. В 1918-21 идеи М. пытались использовать бурж. националисты и помещичье-клерикальная реакция, напр., в Дагестане, во главе с имамом Н. Гоцинским, боровшимся против Сов. власти под флагом "газавата".Первыми историографами М. были местные клерикальные деятели: Джемалэддин Кумухский, Мугеддин Магометханов и др., соч. к-рых имели преим. апологетич. характер. Рус. ученые А. К. Казем-бек, Н. В. Ханыков и В. В. Бартольд исследовали историч. корни М. Сов. историки сначала несколько преувеличивали значение М. как фактора, объединявшего горцев Кавказа. М. Н. Покровский считал власть мюридистских имамов "чисто демократической".Позднее стал подчеркиваться реакц. характер идеологии М., причем реакционным объявлялось и все движение горцев. В результате проведенной в 1956 дискуссии было признано неправомерным отождествлять социальные мотивы движения и его религ. оболочку, отмечена прогрессивность антиколониальной борьбы кавк. горцев, наряду с реакц. сущностью идеологии М.
Лит.: Джемалэддин Казикумухский, Адабуль-Марзия, в кн.: Сб. сведений о кавказ. горцах, в. 2, Тифлис, 1869; Мугеддин Магомедханов, Истинные и ложные последователи тариката, там же, в. 4, Тифлис, 1870; Казем-бек М. A., Муридизм и Шамиль, "Рус. слово", 1859, кн. 12; Хашаев X. М., Обществ. строй Дагестана в XIX в., М., 1961; Смирнов Н. A., Мюридизм на Кавказе, М., 1963; Фадеев А. В., Россия и Кавказ в первой трети XIX в.,(М., 1960); его же, Возникновение мюридистского движения на Кавказе и его социальные корни, "ИСССР", 1960, No 5; Климович Л. И., Ислам, M., 1965. См. также лит. к ст. Дервишские ордена, Ислам, Суфизм.Л. И. Климович, А. В. Фадеев. Москва. .