Советская историческая энциклопедия - прудонизм
Связанные словари
Прудонизм
Прудон доказывал, что такая реформа приведет к преобразованию капиталистич. общества в строй равенства, т. к. превратит всех людей в работников, обменивающихся равными количествами труда, и откроет каждому возможность стать самостоят. производителем. Ввиду этого "социальная революция", доказывал Прудон, может и должна осуществляться мирным путем, на основе сотрудничества пролетариата и почти всей буржуазии, при отказе от политич.
борьбы, являющейся, по Прудону, важнейшим источником обострения клас. антагонизмов, и при уничтожении гос-ва, к-рое Прудон считал главным орудием раскола общества, паразитизма и угнетения. "Не уничтожить капитализм и его основу товарное производство, а очистить эту основу от злоупотреблений, от наростов и т. п.; не уничтожить обмен и меновую стоимость, а, наоборот, "конституировать" ее, сделать ее всеобщей, абсолютной, "справедливой", лишенной колебаний, кризисов, злоупотреблений вот идея Прудона" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 131 (т. 20, с. 17)). Эта осн. идея Прудона свидетельствовала о сближении П.с бурж. социализмом. В том же направлении развивались воззрения Прудона как в период революции 1848, так и в особенности в период Второй империи. Прудон открыто сделал вывод о том, что противоречия и антагонизмы могут быть разрешены только посредством их уравновешивания. П. отказался от всякого ограничения частной собственности, переносил центр тяжести вопроса о социальном преобразовании на осуществление идеи справедливости и моральное совершенствование личности человека, в то же время настаивая, чтобы женщины не работали в пром-сти и не участвовали в обществ.
жизни. Он заменил также проекты "ликвидации гос-ва" его федеративным переустройством, призывая раздробить совр. централизованные гос-ва на мелкие авт. области и выступая в этой связи против нац.-освободит. движений народов Италии и Польши. В своей программе "мютюэлизма" (см. в ст. Прудон) Прудон признал необходимость перехода предприятий крупной пром-сти и ж.
-д. транспорта в руки и в управление работающих в них коллективов рабочих и служащих, но продолжал отстаивать сохранение индивидуальной частной собственности на средства произ-ва во всей остальной пром-сти и в с. х-ве. П. получил в 19 в. распространение во Франции и нек-рых др. странах с мелкобурж. составом населения и значит. мелкобурж.
прослойкой в рабочем классе, еще питавшей надежду стать самостоят. мелкими производителями посредством "взаимопомощи". Этому способствовало и то, что реакц. сущность П. маскировалась присущей ему революц. фразеологией, шумной критикой пороков капитализма, бурж. гос-ва и формальной бурж. демократии, что подкупало нек-рую часть рабочих и мелкобурж.
интеллигенции. Франц. секции 1-го Интернационала на первых порах создавались и руководились прудонистами, к-рые на конгрессах Интернационала пытались навязать программу "мютюэлизма" междунар. рабочему движению. Однако решит. борьба Маркса, Энгельса и их сторонников против П., опиравшаяся на опыт рабочего движения, закончилась полной победой марксизма над П., разрывом с ним передовых элементов пролетариата и переходом франц. секции Интернационала в руки т. н. левых прудонистов сторонников революц. клас. борьбы. Многие из них явились активными деятелями и руководителями Парижской Коммуны 1871, на опыте к-рой были до конца вскрыты порочность и вред прудонистских идей. Это сыграло решающую роль в распаде П.Анархистская теория П. была взята на вооружение бакунизма (см. Бакунин), а после краха последнего использовалась различными течениями мирного анархизма и вошла в арсенал анархо-синдикализма. В с.-д. движении ревизионисты, начиная с Э. Бернштейна, также пытались воскресить прудонистское реформаторство, облекая его в псевдомарксистские одеяния. В то же время прудоновская критика и поношение демократии, парт. системы и клас. борьбы использовались идеологами империалистич. реакции, а затем и теоретиками фашизма в Италии, Франции, Германии, Испании и странах Лат.
Америки. Характерно в этом отношении и усиление интереса к Прудону и его идеям со стороны совр. реакц. бурж. философии и социологии, католич. и протестантских теологов, идеологов необоцапартизма и теоретиков монополистич. "Общего рынка", объявивших Прудона "отцом федерализма". Совр. бурж. реформизм и правый и "левый" ревизионизм в борьбе против марксизма-ленинизма также прибегают к возрождению прудонистских идей, усиленно модернизируя нек-рые из них и используя их для проповеди "организованного капитализма" и его патерналистских "человеческих отношений" (см., напр., G. Gurvitch, Proudhon. Sa vie, son oeuvre..., P., 1965; W. Richter, Proudhon's Bedeutung für die Gegenwart, в сб.: Abhandlungen zur Wissenschaftsgeschichte und Wissensehaftssoziologie, Bremen, 1951). При этом реформисты всех толков фальсифицируют сущность экономич. реформ 1960-х гг. в социалистич. странах; эти реформы объявляются ими осуществлением идей П. Тем самым вновь подтверждается глубокое предвидение В. И. Ленина о том, что европ. реформист и оппортунист "...когда хочет быть последовательным, неизбежно договаривается до прудонизма" (там же, т. 7, с. 214 (т. 6, с. 395)).Лит.: Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, М.-Л., 1929; Застенкер Н. E., Об оценке Прудона и прудонизма в "Коммунистич. Манифесте", в сб.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955; Первый Интернационал, ч. 1-2, М.. 1964-65; Nettlau M., Der Vorfrühling der Anarchie, В., 1925; Bougié С., La sociologie de Proudhon, (P.), 1911; Guy-Grand G., Pour connaître la pensée de Proudhon, (Dole), 1947.H. E. Застенкер. Москва. .