Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - реформизм

Реформизм

в рабочем движении политич. течение, отвергающее необходимость революц. преобразования капиталистич. общества и по существу подменяющее борьбу рабочего класса против капитализма, за диктатуру пролетариата и социализм борьбой за реформы, не затрагивающие основ капиталистич. строя.

Р. как альтернатива революц. марксистской теории возник в последней четв. 19 в., когда успехи рабочего движения заставили бурж. либералов приспосабливать свои концепции к меняющимся условиям, рядиться под социалистов, а среди определ. части социалистов стали распространяться иллюзии относительно возможности постепенного врастания капитализма в социализм, исключающего революц. действия пролетариата. В основе Р. лежит идея клас. сотрудничества. Социальную базу Р. составили мелкобурж. слои, рабочая аристократия и рабочая бюрократия, а также другие прослойки рабочих, попавших под влияние бурж. идеологии, особенно выходцы из непролетарской среды.

В конце 19 в. среди идеологов Р. были не только скрытые, но и откровенные противники марксизма (напр., лидеры Фабианского общества, правые лидеры Независимой рабочей партии в Англии, нек-рые реформистские проф. лидеры). Однако в условиях теоретич. победы марксизма в междунар. рабочем движении наибольшее распространение получил Р., рядящийся в марксистские одежды, но выхолащивающий из марксизма революционное содержание под видом его ревизии (см. Ревизионизм). Эта разновидность Р. получила первоначально наиболее яркое выражение в социал-демократич. партии Германии. В вышедшей в 1899 работе "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" (рус. пер. 1901) Э. Бернштейн под видом "улучшения" теории Маркса пытался обосновать отказ от идеи революц. преобразования общества. Ревизуя экономич. теорию Маркса, ссылаясь на "гибкость", "изменчивость" и "способность к развитию" политич. учреждений капиталистич. общества, Бернштейн утверждал, что революция не является необходимой и возможной, что путь к социализму это путь постепенного, медленного врастания будущего общества в настоящее. Лозунг Бернштейна "движение все, конечная цель ничто" выразил сущность междунар. Р. в целом и его ревизионистской разновидности в частности. Одним из практич. воплощений Р. стал мильеранизм. Последоват. и решит. борьбу против Р. повели рус. большевики во главе с В. И. Лениным. Идейная и организац. борьба, к-рая развернулась в России между подлинными марксистами-революционерами и представителями реформистских течений, выросших на рус. почве, экономистами, легальными марксистами, а затем меньшевиками, имела исключительно важное междунар. значение. В этой борьбе Ленин отстоял идейную чистоту марксизма и развил его дальше. Победой марксизма над Р. в известной мере обусловлено перемещение в начале 20 в. центра мирового революц. движения в Россию.

Однако в подавляющем большинстве партий 2-го Интернационала Р. не получил необходимого отпора со стороны их центристского руководства и все шире распространялся, опираясь на поддерживавшие его социальные слои. Центристские лидеры социал-демократич. партий (К. Каутский и др.), выступая иногда против тех или иных аспектов реформизма, на деле сближались с открытыми реформистами. На Западе действит. борьбу против ревизионизма вели лишь немногие революционеры-социалисты, такие как Р. Люксембург, К. Либкнехт, П. Лафарг; к тому же они проводили эту борьбу не всегда последовательно. Разразившаяся в 1914 первая мировая война вскрыла внутр. гнилость реформистских и социал-шовинистич. концепций, утвердившихся к тому времени среди идеологов 2-го Интернационала; наступил крах этой крупнейшей в то время междунар. орг-ции пролетариата.

После Окт. революции 1917 в России произошло дальнейшее обострение борьбы революц. и реформистского течений в междунар. рабочем движении. Большинство реформистских лидеров 2-го Интернационала заняло открыто антисов. позицию.

К. Каутский, окончательно порвавший с революц. марксизмом, опубликовал в 1918 "Диктатуру пролетариата" книгу, по определению Ленина, "... во сто раз более позорную, более возмутительную, более ренегатскую, чем знаменитые "Предпосылки социализма" Бернштейна" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 101 (т. 28, с. 85)). Р. становился офиц. идеологией с.-д. партий, у руководства к-рыми стояли правые социал-демократы и центристы. Оставшиеся верными марксизму левые социал-демократы создали коммунистич. партии. С созданием коммунистич. партий и Коммунистич. интернационала (1919) Р. оказался организационно отмежеванным от революц. крыла марксизма.

Ведя непримиримую борьбу против идеологии реформизма, Коммунистич. интернационал стремился, преодолевая сопротивление реформистских лидеров, к установлению контактов с реформистскими партиями и профсоюзами с целью сплочения рабочего класса и всех трудящихся, выступающих против наступления капитала и войны, за прогрессивные реформы и повышение жизненного уровня народа. Исключительно важное значение имел VII конгресс Коминтерна (1935), определивший тактику единого рабочего и нар. фронта (ее основы были сформулированы Лениным еще на III конгрессе Коминтерна), победа к-рого в Испании (1936) и Франции (1936) показала возможность и необходимость совместных действий компартий и реформистских рабочих партий и организаций в борьбе против фашизма, наступления капитала, за демократические реформы.

В годы 2-й мировой войны коммунисты совместно с деятелями реформистских партий участвовали в ряде стран в борьбе против гитлеровских оккупантов, в антифаш. Движении Сопротивления. После войны контакты, установившиеся между рабочими партиями и орг-циями, были в странах Запада разрушены реформистскими лидерами, к-рые осуществили дальнейший крен вправо. Если между двумя мировыми войнами "социалистический" реформизм еще сохранял в большинстве стран марксистскую терминологию (отказавшись от марксизма по существу), то в послевоен. период в ведущих социал-демократич. партиях наблюдается полный и широко афишируемый отход от марксистских идей, к-рый был осуществлен под флагом мировоззренческого эклектизма. Мировоззренческий эклектизм получил отражение в программных документах социал-демократич. орг-ций. Так, напр., программа социал-демократии ФРГ (Бад-Годесбергская программа, 1959) определяет СДПГ как сообщество людей, представляющих различные верования и мировоззрения. Пренебрежением к вопросам мировоззрения пронизана офиц. Декларация Социалистического интернационала, принятая в 1951 во Франкфурте. Во Франкфуртской декларации говорится: "Безразлично, черпают ли социалисты свои убеждения в результатах марксистского или какого-либо иного социального анализа, или же в религиозных и гуманных принципах, все они стремятся к общей цели..." ("Die Dokumente für Parteipolitische Entwicklung in Deutschland seit 1945", Bd 3, В., 1963, S. 61).

Совр. Р. не имеет единой мировоззренческой основы (ее заменяет филос. эклектика, включающая различные направления новейшей бурж. философии, как, напр., неокантианство, неопозитивизм, экзистенциализм и др.), не имеет четко сформулированных программных и тактич. установок. Значит. влияние на идеологию послевоенного Р. оказали концепции, связанные с усиленным подчеркиванием "этикопедагогического" характера социализма. С точки зрения теоретиков совр. Р. (В. Эйхлер (ФРГ), А. Филип (Франция), О. Поллак (Австрия) и др. ) социализм не закономерный продукт естеств.-ист. развития, а нравственный идеал, одинаково доступный всем членам общества. Этим отрицается особая историч. миссия рабочего класса, являющегося руководящей силой в социалистич. преобразовании всего общества; вопрос о частной собственности на орудия и средства производства остается без ответа.

В борьбе против революц. марксизма совр. реформисты выдвинули доктрину "демократического социализма", понимая под демократией гармонич. единство всех социальных слоев и групп, включая капиталистов, и обосновывая тем самым допущение и даже поощрение капиталистич. элементов в экономике. Бад-Годесбергская программа СДПГ признает "свободную конкуренцию и свободную предпринимательскую инициативу" и выдвигает лозунг: "Конкуренция насколько возможно, планирование насколько необходимо", что означает, по существу, апологию капиталистич. строи. Эта попытка совместить несовместимое частную собственность на средства и орудия произ-ва и социальную справедливость весьма характерна для совр. Р. Характерно также для современного Р. стремление примирить и соединить науку и религию.

В своих теоретич. построениях идеологи совр. Р., такие, как Дж. Стрейчи (Англия), Б. Каутский и К. Чернец (Австрия) и др., использовали многочисл. экономич. и политич. теории, появившиеся в послевоен. период в США и Зап. Европе. Кажется, нет ни одной сколько-нибудь значит. бурж. теории, к-рая не была бы взята на вооружение теоретиками реформизма. Здесь и теория "индустриального общества", произвольно объединяющая в одну формацию капитализм и социализм, и теория "народного капитализма", затушевывающая коренную проблему капитализма проблему собственности, и мн. другие. При этом капиталистич. гос-во провозглашается надклассовым "гос-вом всеобщего благоденствия" и на него возлагается функция осуществления социалистич. преобразований, слово "капитализм" заменяется различными маскирующими его сущность терминами (напр., "свободное предпринимательство"), клас. борьба объявляется мн. идеологами совр. Р. устаревшим понятием или опасным пережитком прошедших лет. Все это делает совершенно проницаемой и без того тонкую перегородку, к-рая отделяет Р. в рабочем движении от ординарного бурж. Р., считающего капитализм "вечным строем" и стремящегося лишь к его улучшению. Совр. Р.разновидность бурж. идеологии.

Отмеченные факторы содействуют тому, что все большее число рабочих, разочаровавшись в реформистской политике социал-демократии, покидает ряды с.-д. партий, а их место занимают гос. служащие, бурж. интеллигенция, мелкие предприниматели. Отрыв социал-демократич. лидеров от рабочего движения становится все более явным. Тем не менее социал-демократия, за к-рой еще следует значит. часть рабочего класса, представляет собой достаточно влиятельную политич. силу.

Достижения в области социального обеспечения (напр., послевоен. реформа здравоохранения в Англии, широкий охват пенсиями в сканд. странах), участие ряда с.-д. партий и профсоюзов в борьбе за повышение заработной платы используются реформистами для того, чтобы задержать освобождение значит. слоев рабочего класса, служащих и интеллигенции в капиталистич. странах из плена теоретич. иллюзий реформистских идеологов. В целях распространения среди трудящихся реформистских взглядов с.-д. лидеры используют проведенную в ряде капиталистич. стран (Англия, Франция, Австрия, Италия и др.) национализацию многих отраслей пром-сти, к-рую они, отрицая гос.-монополистич. характер этой реформы, оценивают как "внедрение социализма". В то же время в нек-рых странах (напр., в Англии) отказ реформистских лидеров, находящихся у власти, от практич. осуществления дальнейшей национализации вызывает недовольство среди рабочих и создает для реформистских партий угрозу сужения их массовой базы.

После 2-й мировой войны, в условиях углубления общего кризиса капитализма, коммунистич. и рабочие партии ведут активную борьбу за прогрессивные реформы; они считают, что в совр. обстановке рабочий класс может навязать буржуазии осуществление таких мероприятий, к-рые выходят за пределы обычных реформ и имеют жизненно важное значение для победы социалистич. революции. В борьбе за эти реформы коммунисты направляют свои усилия на создание широкого антимонополистич. фронта, в рамках к-рого должно быть упрочено сотрудничество всех прогрессивных сил. Важнейшая предпосылка укрепления этого сотрудничества диалог между коммунистами и социал-демократами, в ходе к-рого изолируются наиболее реакционные слои социал-реформизма.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др., Соч., 2 изд., т. 19; Ленин В. И., Крах II Интернационала, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26 (т. 21); его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 24 (т. 19); его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37 (т. 28); его же, Реформизм в рус. социал-демократии, там же, т. 20 (т. 17); Великий Октябрь и мировой революц. процесс, М., 1967; Междунар. революц. движение рабочего класса, 3 изд., М., 1966; Междунар. встреча, посв. 30-летию VII конгресса Коминтерна, Прага, 1966; Грибанов С., Ундасынов И., Проблема единства рабочего класса в борьбе за социальный прогресс, "МЭ и МО", 1966, No 3; Дворкин И. Н., Критика экономич. теорий правых социалистов (зап.-герм. и австрийских), М., 1959; Зёдер Г., Очерк правосоциалистической идеологии, пер. с нем., М., 1959; Лейбзон Б. M., Шириня К. К., Поворот в политике Коминтерна, М., 1965; Черняев А. С., Современный реформизм в рабочем движении Зап. Европы, "ВИ КПСС", 1962, No 1; Историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции. Материалы международной теоретической конференции, М., 1967; Бернштейн Э., Классы и классовая борьба, пер. с нем., М., 1906; его же, Проблемы социализма и задачи социал-демократии, пер. с нем., M., 1901; Гильфердинг Р., Капитализм, социализм и социал-демократия, пер. с нем., М.-Л., 1928; Каутский К., Демократия и диктатура, пер. с нем., X., 1918; его же,. Общественные реформы, пер. с нем., М., 1905; Мильеран A., Французский реформистский социализм. Программа и метод, пер. с франц., Ростов н/Д., 1905; Adler M., Links-Sozialismus. Notwendige Betrachtungen über Reformismus und revolutionären Sozialismus, Karlsbad, 1933; Renner K., Marxismus, Krieg und Internationale, Stuttg., 1917; Philip A., Pour un socialisme humaniste, P., 1960; Strachey J., The end of Empire, L., 1959; Czernetz K., Vor der Entscheidung. Welt in Wandlung, W., 1958; Kautsky B., Der Weg zum neuen Programm der SPГ–, в кн.: Sozialistische Partei Г–sterreichs, W., (1959).

M. Я. Выдро. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое реформизм
Значение слова реформизм
Что означает реформизм
Толкование слова реформизм
Определение термина реформизм
reformizm это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):