Советская историческая энциклопедия - шекспир
Связанные словари
Шекспир
(Shakespeare), Уильям (23(?).IV.1564 23.IV.1616) английский поэт и драматург эпохи Возрождения. Род. в г. Стратфордон-Эйвон (графство Уорикшир) в семье зажиточного ремесленника-торговца. Учился в местной грамматич. школе. В сер. 1580-х гг. переселился в Лондон. В нач. 90-х гг. вступил в театральную труппу Бёрбеджа. С 1599 пайщик театра "Глобус", принадлежавшего этой труппе. Первые пьесы Ш. написаны в нач. 90-х гг. (самое раннее, хотя и косвенное упоминание о Ш.-драматурге в печати относится к 1592). Ок. 1612 Ш. отошел от драматургич. деятельности и возвратился в Стратфорд, где провел последние годы жизни. Похоронен в стратфордской церкви.Творчество Ш., тесно связанное с расцветом и кризисом англ. гуманизма, стало одним из высших культурных достижений эпохи Возрождения, практич. реализацией ее социально-ист. и культурного опыта и духовного потенциала. Его мировоззрение, в основе к-рого лежит глубокий интерес к человеку и его природе (воспринимаемой как основа, условие и мерило человеческой деятельности), вера в человеческий разум и опыт, развивалось в одном русле с идеями передовой философии 16-17 вв. (Ф. Бэкон, Дж. Бруно и др.). В то же время в решении проблем социального характера Ш. нередко был более последователен и диалектичен, чем философы и политич. мыслители его времени. Творчество Ш. характеризуется приверженностью гуманистич. идеалам при одновременном осознании сложности и противоречивости ист. действительности, что может считаться одной из наиболее ярких черт зарождавшегося в его творчестве историзма, к-рый в свою очередь тесно связан с развитием реалистич. тенденций в литературе эпохи Возрождения. Историзм пронизывает все творчество Ш. от цикла ист. хроник, проникнутых пафосом рождения нац. гос-ва эпохи Возрождения, через комедии, отразившие повседневный быт этой эпохи, к трагедиям, в к-рых нашел проявление процесс кризиса гуманистич. миросозерцания, и т. н. пьесам-фантазиям, или трагикомедиям, отмеченным верой в грядущее торжество гуманистических идеалов.Интерес к собственно ист. теме характерен для всего творческого пути Ш. Из 37 пьес, составляющих шекспировский канон, примерно две трети написаны на ист. сюжеты. Особое место среди них занимает цикл сценич. хроник, посвященных истории Англии,"Король Иоанн", "Ричард II", "Генрих IV" (ч. 1-2), "Генрих V", "Генрих VI" (ч. 1-3), "Ричард III", "Генрих VIII". Если в большинстве др. пьес III. история выступает прежде всего как фон драматич. действия, то в хрониках она составляет его осн., самодовлеющее содержание. Охватывая 300-летний период англ. истории, хроники воссоздают сложный и противоречивый процесс превращения раздираемой феод. междоусобицами страны в единое гос-во с сильной королевской властью, способной противостоять как сепаратизму феод. знати, так и внешней опасности. В то же время хроники Ш. не сводимы к простой сценич. вариации на темы отечеств, истории. Они сами следствие и конкретное проявление рождения нац. самосознания англ. народа. Ист. представления Ш. сформировались под непосредств. воздействием гуманистич., в первую очередь английской, политической мысли и историографии.Лит. источником хроник и др. пьес на сюжеты из англ. истории были "Хроники Англии, Шотландии и Ирландии", составленные группой хронистов во главе с Р. Холиншедом (Holinshed R. (а. о.), The chronicles of England, Scotlande and Irelande, v. 1-3, L., 1577, 2 ed., L., 1587), а также хроника Э. Холла "Союз двух благородных и достойных домов Ланкастеров и Йорков" (Hall E., The union of the two noble and illustre families of Lancastre and York, L., 1548), в к-рой, в свою очередь, использованы материалы из "Истории Ричарда III" Т. Мора (More T h., History of King Richard the Third, L., 1513; рус. пер., M., 1973) и "Английской истории" Полидора Вергилия (Vergilius Polydore, Anglicae historiae libri XXVII, Basiliae, 1555). Сюжеты "античных" драм по большей части заимствованы Ш. из "Сравнительных жизнеописаний" Плутарха в переводе Т. Норта (1579). Метод Ш. допускал совмещение в ист. хрониках и драмах двух временных пластов, один из к-рых с большей или меньшей адекватностью отражал ист. обстановку описываемого периода истории, а другой привносил в драматургич. ткань непосредств. картины современности. Отсюда наличие конкретных неточностей, смещения дат и последовательности событий, что само по себе не было исключением и для собственно ист. произведений кон. 16 нач. 17 вв.В своем творчестве III. по существу отказался от теологич., провиденциалистских концепций истории и подошел к представлению, согласно к-рому движущей силой истории является социально-активная личность, действующая в согласии с требованиями "времени", понимаемого как некая объективная закономерность.Не ограничиваясь одним только осуждением сепаратистских заговоров феод. знати, Ш. показал их ист. обреченность и неизбежность победы абсолютизма. Ш. отдал дань общим для большинства гуманистов заблуждениям относительно прогрессивности абсолютизма, к-рую он на рубеже 16-17 вв. (применительно к Англии) в значит. мере уже утратил (идеалом монарха Ш. считал Генриха V). Однако достоинством позиции Ш. по отношению к королевской власти является распространение на монархов гуманистич. принципов общественной морали, вплоть до фактич. признания права на сопротивление королю-тирану, королю-узурпатору ("Ричард III").Важнейшей чертой творчества Ш. является его глубоко демократам., народный характер, проявившийся в широком изображении социальной, в т. ч. крестьянско-плебейской, среды (по выражению Ф. Энгельса, "фальстафовского фона" см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 29, с. 494). В англ. хрониках и драмах на сюжеты из античной истории нашла отражение растущая социальная активность нар. масс, свидетелем к-рой был сам Ш. Народ в произведениях Ш.реальная сила, от к-рой во многом зависит судьба власти я всего гос-ва. Вскрывая "партийный" характер политич. борьбы, Ш. в соответствии с представлениями современной ему политич. мысли показал, что только "партия", сумевшая завоевать доверие простого народа, способна одержать победу в борьбе за власть. Одновременно народ нередко выступает у Ш. как сила необузданная и неорганизованная, попадающая в зависимость от демагогии героя-авантюриста, что также вполне соответствовало ист. реальности 16-17 вв.В трагедиях Ш. ("Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет" и др.) с наибольшей силой проявилось его представление о теснейшей взаимосвязи личности с окружающей средой, с прошлым, настоящим и будущим. Его трагедии не только признание краха гуманистич. иллюзий, но и осознание жестокой ист. закономерности гибели тех, кто верил в их осуществимость в условиях повседневной практики общества, шедшего на смену феодальному. Трагедия гуманизма воспринималась Ш. и др. гуманистами как кризис всех социальных и общественных связей. Естествен поэтому интерес Ш. к анализу в ист. плане широкого круга политич., моральных и философских проблем общества, потрясаемого социальными и политич. конфликтами. Острая злободневность этих проблем, делавшая невозможным их обсуждение на англ. материале, была одной из причин обращения драматурга к сюжетам из истории др. гос-в, в первую очередь из античной истории ("Юлий Цезарь", "Антоний и Клеопатра", "Кориолан", "Тимон Афинский" и др.). Глубина гуманистич. в своей основе историзма Ш. проявилась в том, что он не ограничился критикой ценностей феод. общества, но и объективно стал одним из первых критиков нового, буржуазного общества, основанного на культе корыстолюбия, наживы и всевластия денег.Вместе с тем осознание крушения гуманистич. идеалов сопровождалось у Ш. (в отличие от большинства гуманистов его времени) твердой верой в необходимость борьбы против сил, противостоящих этим идеалам, борьбы, способной в ист. перспективе, обращенной в будущее, обеспечить победу нового над старым. Сочувственно относясь к утопич. теориям современности, отзвуки к-рых ощутимо заметны в его последних пьесах ("Перикл", "Цимбелин", "Буря"), Ш. отверг миф о "золотом веке", якобы лежащем в далеком прошлом.Творчество Ш. сыграло большую роль в становлении и развитии европейской и мировой культуры нового времени.Соч.: The complete works, L.Glasgow, 1964; в рус. пер.Полн. собр. соч., т. 1-8, М., 1957-60.Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т 1-20, 22-23, 26, ч. 1, т. 27-38, 41, 46, ч. 1-2, т. 49 (см. Указат. имен); Морозов М., Шекспир, 2 изд., М., 1956; Смирнов А., Шекспир, Л.-М., 1963; Аникст А., Шекспир. Ремесло драматурга, М., 1974; Самарин Р. М., Реализм Шекспира, М., 1964; его же, "...Этот честный метод...", М., 1974; Шведов Ю., Исторические хроники Шекспира, М., 1964; Шекспир и русская культура, М.-Л., 1965; Пинский Л. Е., Шекспир. Основные начала драматургии, М., 1971; Шекспир в меняющемся мире, пер. с англ., М., 1966; Мортон А. Л., От Мэлори до Элиота, пер. с англ., М., 1970; Chambers E. K William Shakespeare, v. 1-2, Oxf., 1930; Tillard E. M. W, Shakespeare's history plays, L., 1964; Ribner I., The Englis history play in the age of Shakespeare, L., 1965; CharneyM. M, Shakespeare's roman plays, Camb., 1961; Holinshed's chronicle as used in Shakespeare's plays, L., 1955; Shakespeare's Plutarch, Harmondsworth, 1964; Левидова И. М. (сост.), Шекспир. Библиография русских переводов и критич. лит-ры на русском языке. 1748-1962, М., 1964; Jaggard W., Shakespeare bibliography, L., 1971.В. М. Карев. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое шекспир
Значение слова шекспир
Что означает шекспир
Толкование слова шекспир
Определение термина шекспир
shekspir это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):