Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - свободомыслие

Свободомыслие

религиозное, или вольнодумство, широкое течение обществ. мысли, отвергающее религ. запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу для разума в поисках истины. Исторически С. проявлялось в различных формах критики религии. В русле С. выступали представители деизма (сам термин "С." вошел в употребление с появлением трактата англ. деиста А. Коллинза "Рассуждение о свободомыслии" ("Dicourse of freethinking", L., 1713)) и пантеизма. Они обличали офиц. христ. церковь за нетерпимость, критиковали обрядность и догматику христианства, но вместо ортодоксальной "положительной" религии утверждали внецерковную "естественную", основанную на доводах разума.

Корнями С. уходит в глубокую древность. Первоначальные формы критич. суждений о религии встречаются в лит. памятниках Вавилона ("Разговор господина с рабом"), Др. Египта ("Разговор разочарованного со своим духом"), Др. Китая ("И цзин" "Книга перемен", учение Лао-цзы), в филос. учениях Др. Индии (школа чарвака, или локаята, 4 в. до н. э.). Наибольшего развития в древности С. достигло в Греции (Гераклит, Демокрит, Эпикур) и Риме (Лукреций Кар). В ср. века, в эпоху безраздельного господства религ. идеологии, одной из форм С. была теория "двойственной истины", утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении науч. истин и религ. взглядов (Ибн Сина, Ибн Рошд и др.). Видными представителями С. были азербайджанский поэт и мыслитель 12 в. Низами Ганджеви (критиковавший осн. догмы ислама и обосновывавший права разума на познание мира), груз. поэт 12 в. Шота Руставели, русский публицист 16 в. Феодосий Косой. С. нашло свое проявление в арм. нар. эпосе "Давид Сасунский". В эпоху Возрождения с позиций С. выступали видные ученые, философы, писатели (Пьетро Помпонацци, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский и др.). В период идеологич. подготовки Вел. франц. революции одним из самых ярких представителей вольнодумства был Вольтер, внесший ценный вклад в критику религии с позиций деизма. Традиции С. были последовательно развиты в ту эпоху Ж. О. Ламетри, П. А. Гольбахом, Д. Дидро и др., отрицавшими с позиций здравого смысла идею бога и все религ. представления. В дальнейшем стремление к беспрепятственному обсуждению религ. вопросов нашло свое выражение в требовании свободы совести, к-рое выдвигалось бурж. революциями 18-19 вв. в США, Франции, Германии и др. странах. В России 18 в. идеи С. ярко выражали Я. П. Козельский, М. В. Ломоносов, И. А. Третьяков, С. Е. Десницкий, Д. С. Аничков и др. С. пронизано все творчество А. Н. Радищева; с позиций С. выступали и мн. декабристы (П. Борисов, А. Барятинский, И. Якушкин и др.). Со 2-й пол. 19 в. принципы С. в странах Зап. Европы и в России защищали и обосновывали крупные ученые-естествоиспытатели. Видное место среди них принадлежит нем.

биологу Э. Геккелю, боровшемуся против мистики и офиц. религии; с этой целью он основал в 1906 в Иене "Союз монистов", к-рый наряду с др. прогрессивными орг-циями бурж. интеллигенции распространял идеи С.

С возникновением марксистского науч. атеизма С. утратило свое былое обществ. значение. В совр. бурж. об-ве мн. деятели науки и культуры выступают против грубых форм религии, нередко отвергают ее догматику и обряды, но не отвергают религию полностью как мировоззрение.

В наст. время С. и рационализм представлены частью прогрессивной антиклерикально настроенной интеллигенции ряда капиталистич. стран, объединенной в спец. общества и ассоциации, к-рые ведут просветит. деятельность, выпускают свою литературу и т. п. Печатным органом этих кругов в Англии является еженедельник "Freethinker" ("Свободомыслящий", L.

, с 1881), в США журн. "Progressive World" ("Прогрессивный мир", Los Ang., с 1947), "Liberal" ("Либерал", Phil., с 1946), "American rationalist" ("Американский рационалист", Saint Louis, с 1956), "Age of reason" ("Век разума", N. Y., с 1936). Нац. об-ва свободомыслящих Австрии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Индии, Ирландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, США, Уругвая, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции и нек-рых др.

стран объединены во Всемирный союз свободомыслящих (ВСС; World Union of Freethinkers; основан в Брюсселе в 1880; конгрессы собираются раз в год, последний, 36-й, был в Лондоне в 1966). Кроме того, существует также Междунар. гуманистич. и этич. союз (МГЭС), насчитывающий в своем составе 20 нац. об-в свободомыслящих и 80 тыс. членов в Зап. Европе и США (осн. в 1952 в Амстердаме; конгрессы созываются раз в 4-5 лет, последний был в 1966 в Париже).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, с. 132-38; Лукачевский A., Очерки по истории атеизма, "Антирелигиозник", 1929, No 10 (см. Введение); Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., (М., 1930); Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. Л., 1959; Коган Ю. Я., Очерки по истории рус. атеистич. мысли в XVIII в., М., 1962; Вопросы истории религии и атеизма, сб. 1-12, М., 1950-64; Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 1-7, М. Л., 1957-64; История и теория атеизма, М., 1962; Ильин Д., Гуманистич. и этич. союз, "Наука и религия", 1964, No 5; Поступь свободной мысли, там же, No 9; История свободомыслия и атеизма в Европе, М., 1966.

Б. С. Раббот. Москва. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое свободомыслие
Значение слова свободомыслие
Что означает свободомыслие
Толкование слова свободомыслие
Определение термина свободомыслие
svobodomyslie это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):