Поиск в словарях
Искать во всех

Средневековый мир - разделение церквей 1054 г.

Разделение церквей 1054 г.

окончательное разделение христиан. Церкви на католич. (западную) и православную (восточную). Начало процессу р.ц. было положено разделом в конце IV в. Рим. империи на Западную и Восточную. В дальнейшем этот процесс обусловливался различными ист. судьбами Зап. Европы и Византии и христианства в них.

Уже в IV в. выявилось соперничество за лидерство в христиан, церкви между епископами двух крупнейших центров христианства — Рима и Константинополя. Определенные расхождения в догматике, обрядности, в церк. организации между ними существовали и ранее, но особенно они обострились и умножились в Раннем и нач. Высокого Средневековья. Разными были языки богослужения: латинский — на западе, греч. и ряд местных языков — на востоке; в Зап. Европе крестились всей ладонью, в Византии — тремя пальцами; на востоке хлебом и вином причащались и священники, и миряне, причем хлеб был квасным, на западе же миряне причащались только хлебом, и хлеб был пресным (облатки); в Зап. Европе все духовенство обязано было строго соблюдать целибат, а в Византии священнослужители (кроме епископов) могли вступать в брак; вост. монашество, в отличие от западного, не знало монашеских орденов; в XI в. обострился спор о филиокве.

Острые конфликты между папами римскими и константинопольскими патриархами случались и до сер. XI в. Напр., в 858 г. непризнание папой римским Николаем I константинопольского патриарха Фотия и стремление папы подчинить себе христиан Болгарии привело к взаимным анафемам папы и патриарха. Конфликт 1054 г. разгорелся из-за спора о церк. юрисдикции над Юж. Италией. В ходе его константинопольский патриарх Михаил Керуларий и папа римский Лев IX обвинили возглавляемые ими церкви в догматических и культовых ошибках. Папа отправил в Константинополь своих легатов, которые в храме св. Софии прямо во время богослужения возложили на алтарь буллу, которая отлучала от церкви патриарха и его последователей. Михаил Керуларий тут же созвал собор, который предал анафеме папу и его сторонников. Взаимные анафемы были сняты только в 1965 г.

Р.ц. по сути зафиксировал уже сложившееся разделение христиан, мира на «мир католический (латинский)» и «мир православный (греческий)». Западноевропейцы и византийцы с неприязнью и враждебностью относились друг к другу. Византийцы считали себя истинными преемниками величия и традиций Древнего Рима, западноевропейцев же они считали пришлыми варварами, людьми грубыми, жестокими, необразованными. Обитателям Зап. Европы византийцы представлялись изнеженными людьми, живущими в незаслуженной роскоши, не умеющими должным образом обращаться с мечом. Завоевание Константинополя крестоносцами в 1204 г. еще более усугубило неприязнь между католиками и православными.

Лит.: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992; Лозинский СГ. История палства. М, 1986.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь

Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик

1999

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое разделение церквей 1054 г.
Значение слова разделение церквей 1054 г.
Что означает разделение церквей 1054 г.
Толкование слова разделение церквей 1054 г.
Определение термина разделение церквей 1054 г.
razdelenie cerkvey 1054 g. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины