Дипломатический словарь - далай-лама
Далай-лама
1) Далай-лама V, Агван-Ловсан-Джямцо (1617-1682) проводил политику лавирования между Монголией и Китаем, стремившимися подчинить Тибет своему влиянию. Ведя борьбу с светскими князьями, Д.-л. V обратился за помощью к монголам. В 1643 монгольский Гуши-хан под предлогом защиты угнетённой "жёлтой" религии завоевал Тибет и формально вручил власть над страной Д.-л. V. Однако, противодействуя монголам, манчжурский император Шунчжи решил подчинить Тибет Китаю. В 1652 в Бэйпине Шунчжи торжественно подтвердил титул Д.-л. и санкционировал светскую власть Д.-л. в Тибете, в знак чего выдал ему императорскую грамоту и золотую печать.
Д.-л. V, учитывая выгодность союза с поднимавшейся манчжурской династией, охотно принял покровительство Китая.
После смерти Д.-л. V престол стал игрушкой в руках различных клик тибетских князей и ламства, представлявших то монгольские, то китайские интересы. Высшая духовная и светская власть Д.-л. в Тибете была окончательно признана в 1751, одновременно с официальным установлением китайского сюзеренитета над Тибетом.
2) Далай-лама XIII, Тубдан-Джямцо (18761933) наиболее известный из Д.-л. Его внешнеполитическая деятельность в конце 19 и первом десятилетии 20 в. была направлена главным образом на противодействие притязаниям Великобритании, которая наиболее активно стремилась подчинить Тибет своему влиянию.
В 1890 Англия окончательно захватила вассальное государство Тибета Сикким (см. Англо-китайское соглашение 1890) и затем, в целях дальнейшего проникновения в Тибет, пыталась установить непосредственные дипломатические отношения с правительством Лхассы. Вице-король Индии лорд Керзон обратился с соответствующим письмом к Д.-л. XIII, но последний возвратил письмо без ответа.
В противовес натиску Англии Д.-л. XIII искал сближения с Россией. В 1900 он направил к царю одного из высших тибетских лам, забайкальского бурята Агван Доржиева, который был принят Николаем II в Ливадии. В 1901 Доржиев вновь прибыл в Россию во главе буддийской миссии. В том же году учёный-ориенталист забайкальский бурят Цыбиков в качестве паломника совершил путешествие в Тибет, около года жил в Лхассе и был принят Д.-л. XIII.
В связи с этими визитами в Европе стали распространяться слухи о существовании тайного русско-китайского договора относительно совместного протектората над Тибетом. Одна английская газета в Китае даже опубликовала текст этого "договора".
Не добившись дополнительных уступок от Тибета дипломатическим путём, Англия в 1904 предприняла военную экспедицию в Лхассу (см. Лхасский договор 1904 ). Обстановка благоприятствовала Великобритании, ибо Россия была занята войной с Японией.
Перед вступлением английских войск в Лхассу Д.-л. XIII бежал в Ургу (Внешняя Монголия). Под давлением Англии китайское правительство хотело лишить Д.-л. XIII его светской власти в Тибете. Послушный приказу, полученному из Бэйпина, глава ламаитской церкви в Монголии Богдо-ге-ген (см.) не встретил Д.-л. XIII и даже не пожелал предоставить ему резиденцию в каком-либо из ургинских монастырей.
Д.-л. XIII установил связь с Россией через русского консула в Урге. Здесь же от имени Русского географического общества Д.-л. XIII приветствовал прибывший из Петербурга русский исследователь Центральной Азии Козлов.
Стремясь добиться присоединения России к англо-французской Антанте, Англия пошла на некоторые уступки царю, что привело к подписанию англорусского соглашения 1907 (см.) о Тибете, Иране и Афганистане. Фактическим результатом этого соглашения было также и то, что Англия более не препятствовала восстановлению светской власти тибетского первосвященника. Китайское правительство, уступая давлению России и обеспокоенное перспективой утраты своего влияния в Тибете , поспешило изменить своё отношение к Д.-л. XIII. Из Урги он уехал в китайский монастырь Утай, откуда несколько раз ездил в Бэйпин и был принят императором. Между Россией и Китаем была достигнута договорённость, согласно которой в 1908 Д.-л. XIII вернулся в Лхассу.
Однако в 1910 китайское правительство, убедившись, что Тибет уходит из-под его влияния, послало против него военную экспедицию, которая учинила полный разгром страны. Д.-л. XIII снова бежал из Лхассы, на этот раз к англичанам, в г. Дарджилин в Сиккиме.
Во время китайской революции 1911-12 в Тибете развернулось широкое национальное движение, использовав которое Д.-л. XIII вновь вернулся в Лхассу. Китайские власти были свергнуты, и Д.-л. XIII объявил независимость Тибета. В ответ Китай захватил северо-восточную и восточную части Тибета, из которых были образованы китайские провинции Цинхай и Сикан.
С этого времени Д.-л. XIII сделался проводником английской политики. В 1920 "по приглашению правительства Лхассы" в Тибет прибыл первый английский посол Белл. В 1926 в Тибете было создано министерство иностранных дел. Тибетская армия была реорганизована, вооружена и обмундирована англичанами. Д.-л. XIII дал согласие Англии на постройку в Тибете аэродромов и по её требованию в конце 20-х-начале 30-х годов неоднократно начинал военные действия против Китая. Д.-л. XIII стал всё более опираться на армию и окружил себя военными деятелями проанглийской ориентации. Это вызвало недовольство ламства, которое образовало антианглийскую (первоначально прокитайскую) партию во главе с Панчен-ламой. В 1924 Д.-л. XIII отлучил от церкви Панчен-ламу и изгнал его из Тибета. В дальнейшем Панчен-лама сделался агентом Японии, и внутренняя борьба в Тибете в значительной степени была отражением англо-японского соперничества в Центральной Азии.
Смерть Д.-л. XIII вызвала подозрения, что он был отравлен прояпонскими ламами.
После смерти Д.-л. XIII Тибетом управляло регентство. Затем, в 1940, Д.-л. XIV был провозглашён Даньцзин-Джямцо (р. 1935), выбор которого одобрило китайское правительство в Чунцине. Д.-л. XIV был коронован в 1940 в присутствии представителей Англии и Китая. До его совершеннолетия во главе управления Тибетом осталось регентство.