Дипломатический словарь - русская духовная миссия
Русская духовная миссия
в Пекине была создана и направлена в Китай официально в целях "пастырского надзора за потомством албазинцев" и распространения христианства среди китайцев. Фактически Р. д. м. являлась негласным дипломатическим, торговым и информационным представительством России в Пекине, чего другие державы не имели вплоть до 1860. Она положила начало изучению Китая русскими и дала ряд известных синологов (Иакинф Бичурин, Палладий Кафаров и др.
), труды которых имеют крупнейшее значение для мирового китаеведения.
Возникновение Р. д. м. относится к началу 18 в. В 1685 китайские войска разрушили русскую пограничную крепость Албазин и увели в плен несколько десятков мужчин и нескольких женщин с детьми. Китайское правительство, используя военнопленных в качестве драгоманов, поставило их в привилегированное положение, а священнику Максиму Леонтьеву разрешило совершать богослужение.
В связи с этим Пётр I 18. VII 1700 издал указ об учреждении Р. д. м. в Пекине, чтобы подготовить благоприятные условия для развития русско-китайских торговых и политических отношений.
В 1712 китайский император Канси (см.), готовившийся к войне с ойратами и заинтересованный поэтому в укреплении дружественных отношений с Россией, дал согласие на приезд Р.
д. м. Первый состав Р. д. м. направился в Пекин в 1715.
В дальнейшем персонал Р. д. м. комплектовался синодом с санкции министерства иностранных дел и утверждался сенатом. В связи с активизацией русской дальневосточной политики с конца 18 в. Р. д. м. полностью перешла в подчинение министерства иностранных дел.
С начала 60-х годов 19 в.
, т. е. с момента установления дипломатических отношений России с Китаем, Р. д. м. снова перешла в подчинение синода, политическая роль её значительно уменьшилась. После 1917 Р. д. м. стала центром белой эмиграции в Китае, финансировала и поощряла антисоветские авантюры белогвардейцев. .