Художественная энциклопедия - азербайджанская советская социалистическая республика
Связанные словари
Азербайджанская советская социалистическая республика
После присоединения Азербайджана к России (XIX в.) в азербайджанской архитектуре сказывается влияние русской строительной культуры. Традиционные приёмы планировки и композиции, национальные архитектурные формы и мотивы декора нередко сочетаются с элементами русского и западноевропейского классицизма (Баку). Распространяется тип городского дома с застеклёнными галереями "шушебенд". Во второй половине XIX в. в живописи (стенные росписи, портрет) наряду с традиционной плоскостностью и декоративностью ощутимы реалистические черты, попытки объёмно-пластической моделировки форм, стремление передать портретное сходство (художники Мирза Кадым Эривани, Мир Мохсун Навваб, Уста Гамбар Карабаги). В 1900-20-х гг. выступили художники реалистического демократического направления график А. А. Азимзаде и живописец Б. Ш. Кенгерли, положившие начало изобразительному искусству Советского Азербайджана.
Коренной перелом в развитии искусства Азербайджана определила Октябрьская революция 1917. В 20-х гг. строятся первые благоустроенные рабочие посёлки, реконструируются города (Баку). В архитектурных работах и воспитании национальных кадров в Азербайджане приняли участие видные советские зодчие братья Веснины, А. В. Щусев и др. С 30-х гг. работают выпускники архитектурно-строительного факультета (основан в 1920) Азербайджанского политехнического института С. А. Дадашев, М. А. Усейнов, Э. А. Касимзаде, Г. А. Меджидов и др. Здания в Баку и других городах отражают этапы развития архитектуры Советского Азербайджана. Для начала 20-х гг. характерно стилизаторство под феодальное зодчество мусульманского Востока, для конца 20-х начала 30-х гг. появление конструктивистских построек (гостиница "Интурист" в Баку, архитектор Щусев), для второй половины 30-50-х гг. стремление к освоению и творческому переосмыслению классического, в т. ч. национального, архитектурного наследия (парк имени С. М. Кирова, архитектор Л. А. Ильин, здание ЦК КП Азербайджана и Совета Министров Азербайджанской ССР, Музей имени Низами в Баку все архитекторы Дадашев, Усейнов). В изобразительном искусстве в 20-30-х гг. преимущественное развитие получила графика (Азимзаде, И. Г. Ахундов, Г. А. Халыков и др.). В 30-50-х гг. усилилась роль скульптуры (П. В. Сабсаи, Ф. Г. Абдурахманов, Д. М. Карягды) и особенно живописи (С. А. Салаизаде, С. Б. Бахлулзаде, Б. А. Мирзазаде, Т. А. Тагиев), развивалось театрально-декорационное (Р. М. Мустафаев, С. Г. Шарифзаде, Н. М. Фатуллаев, К. М. Кязимзаде) и декоративно-прикладное (Л. Г. Керимов и др.) искусство. Для архитектуры Азербайджана 60-х начала 80-х гг. характерны повышение внимания к её социальной роли, градостроительный подход к архитектурным задачам, смелость творческих исканий. Небывалый размах приобрело жилищное строительство, основанное на массовом применении типовых проектов и внедрении индустриальных методов. Показательны комплексное развитие новых городов (Сумгаит, Мингечаур, Дашкесан) и новые приёмы реконструкции исторически сложившихся городов (Баку, Кировабад, Степанакерт): применение свободной планировки, создание микрорайонов, формирование общественных центров. Эстетические качества современного этапа советского зодчества Азербайджана нашли выражение в архитектуре Баку (комплекс зданий АН Азербайджанской ССР, гостиницы "Азербайджан" и "Москва" все архитектор Усейнов; станции метрополитена, архитекторы Усейнов, К. И. Сенчихин, Т. А. Ханларов, Ш. М. Зейналова, Э. А. Касимзаде и др.; Дворец радости "Гюлистан", архитектор А. Ю. Амирханов, Н. М. Гаджибеков и др.), а также и других городов. В изобразительном искусстве Азербайджана с конца 50-х гг. углубляется процесс осмысления национальных художественных традиций. Интенсивно развивается самобытная школа живописи Советского Азербайджана. Для произведений 60-80-х гг. М. Г. Абдуллаева, Н. Г. Абдурахманова, А. А. Джафарова, Н. С. Касумова, Т. Ф. Нариманбекова, Т. Т. Салахова, В. А. Самедова, Э. М. Рзакулиева, В. Я. Нариманбекова, Г. А. Алиева характерны насыщенная звучность палитры, приподнято-романтическая трактовка образов, многообразие приёмов и средств художественной выразительности. Многие художники Азербайджана участвуют в выставках за рубежом. В скульптуре успешно работают О. Г. Эльдаров, Т. Г. Мамедов, в графике М. Ю. Рахманзаде, О. С. Садыхзаде и др. В Баку функционируют Азербайджанский институт строительных инженеров, Азербайджанское художественное училище имени А. Азимзаде, факультет живописи Института искусств имени М. А. Алиева
В 1936 основан Союз архитекторов Азербайджанской ССР, в 1940 Союз художников Азербайджанской ССР.
"Баиловские камни". Фрагмент фриза замка (1235), затонувшего в Бакинской бухте. Архитектурный музей заповедник. Баку.
Чаша из Орен-калы (Байлакан). Глазурованная керамика. 12 13 в. Институт археологии. Ленинград.
Женская статуя из с. Хинислы. Камень. 3 4 в. Музей истории Азербайджана. Баку.
Замок в с. Рамана. 14 в.
Дворец шекинских ханов в Шеки. Зал первого этажа. 18 в.
Диван-хане в ансамбле дворца Ширваншахов в Баку. Конец 15 в. Фрагмент портала.
Мавзолей в с. Карабагляр. 14 в.
Кувшин. Из Гянджи (Кировабад). Медь. 18 в. Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева. Баку.
Ковёр. Из с. Сурханы. Около 1800. Частное собрание. ФРГ.
"Девушка". Роспись дома Шекихановых в Шеки. 18 в.
Скульпторы И. Зейналов, Н. Мамедов, архитекторы Г. Алескеров, А. Гусейнов. Памятник-пантеон "26 бакинских комиссаров" в Баку. Гранит, мрамор. 1968 1970.
Т. Салахов. "Ремонтники". 1961. Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева. Баку.
Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ИИН СССР, т. 1-9 (кн. 1-2), М., 1971-1984; "Искусство Азербайджана", т. 1-12, Баку, 1949-68; Л. Керимов, Азербайджанский ковёр, т. 1-3, Баку-Л., (1961)-83; М. Усейнов, Л. Бретаницкий, А. Саламзаде, История архитектуры Азербайджана, М., 1963; Л. С. Бретаницкий, А. В. Р. Саламзаде, Архитектура Советского Азербайджана, М., 1972; Л. С. Бретаницкий, Б. В. Веймарн, Искусство Азербайджана IV-XVIII вв., М., 1976; Изобразительное искусство Азербайджанской ССР, М., 1978; Р. Эфандиев, Декоративно-прикладное искусство Азербайджана, Баку, 1976 (на азерб., рус. и англ. яз.). (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)