(Caravaggio; собственно Меризи да
Караваджо, Merisi da Caravaggio) (1573-1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Учился в Милане (1584-88). Работал в Риме, Неаполе, на островах
Мальта, Сицилия. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх",
Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов", там же). В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-93, Уффици). Внёс большой вклад в сложение новых видов живописи натюрморта ("Корзина с фруктами", около 1596,
Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). Религиозная
картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет", Галерея Дориа-Памфили, Рим). Зрелые произведения Караваджо (1599-1606) это монументальные полотна, обладающие исключит, драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600,
церковь Сан-Луиджи деи Франчези, "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-01, церковь Санта-Мария дель Пололо, "Положение во гроб", 1602-04, Пинакотека,
Ватикан, все в Риме; "Смерть Марии", около 1605-06, Лувр). Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке пластических объёмов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект. Простонародность образов, смелое утверждение демократических художественных идеалов поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному ему искусству. В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединённых родственной близостью и душевным теплом ("Погребение св. Лучии", 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Свет в картинах Караваджо становится мягким и подвижным,
колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает черты свободной импровизационности.
Творчество Караваджо оказало большое влияние на сложение реалистических течений во многих европейских художественных школах XVII в. (
см. Караваджизм).
Караваджо. "Положение во гроб". 1602 1604. Пинакотека. Ватикан.
Canestra di frutta (basket of fruits)
Crocifissione di sant'Andrea, 1607-1608
Flagellazione di Cristo, 1607
Madonna del Rosario, 1607
Omnia vincit Amor (1602)
Supper at Emmaus (1601)
The Betrayal of Christ (1602)
The Death of the Virgin
Вакх
Гадание
Давид и Голиаф
Мученичество св. Петра
Обращение Павла. 1601. Церковь Санта Мария дель Пополо. Рим
Призвание апостола Матфея
Св. Матфей и ангел
Шулеры. 1596. Уодсворт Атенеум. Хартфорд.
Юдифь и Олоферн
Литература: Т. Знамеровская, Микеланджело да Караваджо, М., 1955: С. Н. Всеволжская, Микеланджело да Караваджо, М., 1960; Venturi L., II Caravaggio, Novara, 1951; Friedlaender W., Caravaggio studies, N. Y., 1969. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)