Художественная энциклопедия - соединённые штаты америки
Связанные словари
Соединённые штаты америки
В колониальный период (XVI в. 1775) на территории США распространилась европейская культура вначале испанская (на юге и юго-западе), затем голландская и английская (на северо-востоке) и французская (в низовьях р. Миссисипи). На территории Аризоны, Калифорнии, Техаса, Флориды и особенно Нью-Мексико традиции индейского монументального зодчества и опыт мексиканского строительства колониальной эпохи отразились в мощных укрепленных зданиях миссий и церквей с их лаконичными формами и резными порталами. Архитектура Новой Англии сформировалась под влиянием сурового климата и пуританского уклада жизни на основе английских средневековых традиций и простейших технических средств. В середине XVIII в. усадьбы плантаторов Виргинии и Мэриленда получали симметричную композицию в духе палладианства. К концу XVII в. началось упорядочение планировки городов на основе прямоугольных схем (план Филадельфии, 1682), но отдельные города сохранили стихийно сложившуюся сеть улиц (Бостон).
В изобразительном искусстве колониального периода господствовала портретная живопись, лишь на юго-востоке испанские католические миссионеры насаждали религиозное искусство. Портреты XVII начала XVIII вв., проникнутые духом практицизма, точны и правдивы. В середине XVIII в. Г. Хесселиус, Дж. Смайберт, Р. Фик создали образы колонистов и индейцев, а во второй половине XVIII в. Дж. С. Копли выразительно запечатлел яркие характеры, энергию и практическую смётку американцев; в исторических сценах и портретах Б. Уэста идеализация сочеталась с интересом к этнографическим деталям.
Подъём национального самосознания, распространение демократических идей в период Войны за независимость 1775-83 отразились в культуре США рубежа XVIII-XIX вв. Для архитектуры американского классицизма характерны постройки архитектора Ч. Булфинча и Т. Джефферсона (государственного деятеля и мыслителя). В портретах Р. Эрла, Ч. У. Пила, Г. Стюарта созданы психологические образы героев революции и рядовых современников. Исторические композиции Дж. Трамбалла отразили героическое воодушевление участников освободительной борьбы. По плану П. Ш. Ланфана в 1790-х гг. началось строительство новой столицы Вашингтона, где лучевые магистрали и торжеств, эспланада были наложены на прямоугольную сетку улиц; в господствующем над городом здании Капитолия (архитекторы У. Торнтон, Б. Латроб и др.) выявились тенденции парадной представительности, приёмы классицизма получили декоративное истолкование. После 1840-х гг. в архитектуре совершился поворот к неоготике и эклектизму.
С начала XIX в. разочарование в буржуазном рационализме проявилось в романтических чертах живописи У. Олстона, в пейзажах "школы реки Гудзон" (Т. Коул, Дж. Ф. Кенсетт). Получил распространение парадный портрет (Дж. Нигл, ряд произведений С. Морзе). В первой половине и середине XIX в. развивались и реалистические жанровые живопись (картины У. С. Маунта, Дж. К. Бингема, И. Джонсона), портрет (Т. Салли), пейзаж (акварели орнитолога Дж. Одюбона).
Характер массового строительства XIX в. определялся внедрением новых, рациональных типов конструкций; с 30-40-х гг. деревянного "воздушного" каркаса в жилых домах, а с конца 40-х гг. металлического каркаса в промышленных, торговых и административных зданиях (постройки инженера Дж. Богардуса). После Гражданской войны 1861-65 страна вступила в полосу интенсивного промышленного развития. Рост стоимости земли в деловых центрах требовал увеличения высоты построек. В 80-90-х гг. возник новый тип конторских многоэтажных зданий небоскрёб. В несколько тяжеловесных постройках Г. X. Ричардсона обращение к романской архитектуре соединилось со стремлением к рациональности; его влияние помогло консолидироваться чикагской архитектурной школе, которая сложилась в ходе восстановления Чикаго после пожара 1871. Первые здания с полным металлическим каркасом построил У. Ле Барон Дженни. Последователь Ричардсона Л. Салливен искал художественное решение облика высотных сооружений. В 80-90-х гг. в домах для состоятельных слоев романтическая живописность соединялась с представительностью и уютом. Однако господствующим направлением в архитектуре США оставался эклектизм (Всемирная выставка 1893 в Чикаго).
В изобразительном искусстве второй половины XIX в. господствовало салонное искусство. Протестом против культуры преуспевающей буржуазии был полный мрачной фантастики символизм А. П. Райдера. Развитие демократического движения способствовало формированию американских живописцев-реалистов, опиравшихся на местную традицию и опыт европейского искусства, У. Хомер противопоставлял буржуазной городской цивилизации радости сельской жизни, суровый быт моряков и охотников. Т. Эйкинс правдиво изображал городскую жизнь, людей науки, искусства, спорта. Дж. Иннесс принёс в американский пейзаж опыт барбизонской школы. С импрессионизмом были связаны Дж. Э. М. Уистлер, мастер реалистического портрета и пейзажа, и М. Кассатт, автор картин на темы материнства. Отдавший дань салонным вкусам Дж. С. Сарджент создал ряд ярких психологических портретов. На американской живописной традиции основывался мастер натюрморта У. Харнетт. Скульптор О. Сент-Годенс создал реалистические памятники, портреты, надгробия.
В начале XX в. Ф. Л. Райт, развивая выдвинутый в теоретических работах Салливена принцип органической архитектуры, в жилых постройках достигал слитности с природой, эффектов "перетекающих" архитектурных пространств отдельных помещений. Близки по характеру работы архитекторов Калифорнии братьев Ч. и Г. Грини и И. Джилла, предвосхитивших ряд черт функционализма. В 1900-х гг. А. Кан создал архитектурную фирму, которая проектировала крупные комплексы, сочетая практицизм экономического расчёта со смелостью инженерных решений. Идеи рационалистической архитектуры, выдвинутые чикагской школой, были надолго забыты в США и вернулись туда как европейская мода (жилые дома, строившиеся в Калифорнии с середины 20-х гг. архитектором Р. Нёйтрой). К началу 30-х гг. формы функционализма проникли в строительство высотных зданий (102-этажный небоскрёб Эмпайр стейт билдинг в Нью-Йорке, архитектурная фирма "Шрив, Лэм и Хармон"). Была сделана попытка создать в Нью-Йорке ансамбль высотных зданий в Рокфеллеровском центре (1931-40), в целом же формирование городских структур было стихийным. Вместе с тем в 20-х гг. появились новые идеи устройства "суперблоков", где пешеходы изолировались от движения транспорта (архитекторы К. Стайн и др.). Созданная в конце 30-х гг. В. Гропиусом и М. Л. Брёйером серия жилых домов в окрестностях Бостона положила начало региональному направлению в архитектуре Новой Англии, объединявшему функционализм с местной традицией.
В годы Второй мировой войны 1939-45 в США развивалось сборное строительство; был создан новый тип производственного здания многопролётный блок с плоской крышей без естественного освещения. В послевоенные годы американская металлургия внедряла в строительство свою продукцию, стимулируя развитие "архитектуры стали и алюминия". Выдвинутые после войны лозунги "интеграции Запада" под эгидой США связывались с идеями создания "наднационального стиля", "универсального языка" архитектурных форм. Как эталон выдвигались произведения Л. Миса ван дер Роэ, стремившегося выразить "абсолютные" ценности в абстрактности элементарных геометрических фигур, ясности прямых углов, непрерывности стеклянной оболочки. Основанный на принципах Миса ван дер Роэ стеклянный параллелепипед Ливер-хаус в Нью-Йорке (1950-52) стал образцом для многочисленных повторений в США и Западной Европе.
Для конца 50-х гг. характерен переход к новому варианту неоклассицизма, проявившемуся в архитектурных произведениях Э. Д. Стоуна, постройках М. Ямасаки. Кульминацией неоклассицизма в 60-х гг. стал Центр исполнительских искусств имени А. Линкольна в Нью-Йорке (архитекторы У. К. Харрисон, Эро Сааринен и др.), с симметричной площадью, прямоугольными объёмами зданий и геометризированными портиками. Последним значительным произведением органичной архитектуры было здание Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (архитектор Райт). Сооружения "большого бизнеса" конца 60-х начала 80-х гг. претендуют на роль представительных символов, воздействуя гигантскими размерами и массивностью вытянутых ввысь геометрических объёмов (две 110-этажные башни Центра международной торговли в Нью-Йорке, высота 412 м, архитекторы Ямасаки, Э. Рст и др.; башня торгового концерна "Сирс и Робак" в Чикаго, высота 442 м). Место кажущихся невесомыми стеклянных ограждений заняли мощные наружные каркасы и подчёркнуто массивные несущие наружные стены из железобетона или стали. Для работ Л. Кана характерно стремление к монументальности и напряжённости архитектурной композиции. Интеллектуализму Ф. Джонсона, создающего чёткие структуры массивных объёмов, противостоят подчёркнутая пластичность и контрастность сооружений П. Рудолфа. К. Рош стремится олицетворить силу США в образах угнетающей мощи. С конца 70-х гг. получает распространение архитектура постмодернизма, программно ориентирующаяся на обыденные вкусы и настроения массового сознания. Представители этого направления (Р. Вентури и др.) свободно заимствуют и гротескно переосмысляют архитектурные формы любого стиля (Пьяцца д'Италия в Нью-Орлеане, архитектор Ч. Мур). В целом американская архитектура 60-80-х гг. характеризуется нестабильностью и хаотичностью архитектурных направлений. В середине XX в. построен ряд жилых комплексов в Нью-Йорке, реконструируются районы Бостона, Филадельфии, Нью-Хейвена и др. Возникли массивы урбанизированных территорий, где стихийно сложилось чередование жилых, промышленных и деловых зон. Сверхвысокая концентрация зданий в городских центрах сочетается с бесформенным расползанием малоэтажной жилой застройки на огромных площадях. Строительство систем скоростных автомагистралей не решило проблемы нормального функционирования городов. Загрязнение среды привело к упадку внутренних зон городов, к отливу имущего населения во внешние пояса, созданию городов-спутников для "средних слоев" в природном окружении (Рестон и Колумбия близ Вашингтона) и к росту трущоб в соседстве с центрами.
В начале XX в. усилились реалистические тенденции американского изобразительного искусства. Развитие прогрессивных направлений протекало в борьбе с салонным искусством и модернизмом. Вокруг основателя новой реалистической школы Р. Хенри объединились Дж. Слоун, Дж. Лакс, У. Глаккенс и другие живописцы и графики ("школа мусорного ящика"), разносторонне показавшие социальную жизнь капиталистического города; глубоко и сильно раскрывал её противоречия Дж. Беллоуз. Сложилась и после 1917 окрепла политическая графика (А. Янг, Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис; художники Джон-Рид-клуба, основанного в 1929, Х. Геллерт, Дж. Бёрк), связанная с рабочей прессой и отмеченная гневной сатирой, лапидарностью стиля. Крупнейшие прогрессивные художники XX в. Р. Кент, а также Э. Хоппер, И. Ч. Бёрчфилд развивали американские реалистические традиции в живописи и графике, дополняя их глубокими размышлениями о современной жизни, стремясь к обобщённости, чёткости форм. В скульптуре выразительные реалистические образы создали Дж. Эпстайн, У. Зорах, П. Мэншип. В 30-х гг. развивается националистическое художественное течение регионализм (Т. X. Бентон, Г. Вуд, Дж. С. Карри), отобразивший пуританскую ограниченность и оптимизм провинциального "стопроцентного американца". Успехом начала пользоваться примитивистская, большей частью идиллическая живопись самоучек ("бабушка" А. Мозес, X. Пиппин, Дж. Кейн). Развивались живопись и графика, в которых прогрессивная политическая тенденция выражена в резко экспрессивной и подчас гротескной форме (Б. Шан, Ф. Эвергуд, Дж. Левин). После "Арсенальной выставки" (1913, Нью-Йорк) в США начало развиваться и модернистское искусство красочные урбанистические фантазии Дж. Марина, абстрактная символика А. Дава, футуризм Дж. Стеллы, дадаизм М. Рея и т. д. Попытку создать чисто американский вариант модернизма предприняли С. Дейвис и "прецизионисты" (Ч. Шилер, Ч. Демут), чьи композиции с обобщёнными формами и пятнами чистого цвета были навеяны индустриальной техникой и рекламой. В 30-х гг. в живопись США проник сюрреализм (Дж. О'Кифф), сюда переехал ряд европейских его представителей (С. Дали, И. Танги). С сюрреализмом граничит мрачное искусство О. Пиккенса и А. Олбрайта с его пессимизмом, культом распада всего живого. В 40-х гг. возник и быстро распространился "абстрактный экспрессионизм" (Дж. Поллок, А. Горки, В. де Кунинг, М. Ротко), который культивировал стихийную эмоциональную выразительность импульсивной манеры и цветовых пятен. В скульптуре аналогичное положение заняли металлические абстрактные конструкции, иногда подвижные, так называемые мобили (см. Кинетическое искусство) А. Колдера, Д. Смита, Р. Липполда. В 50-60-х гг. США стали родиной поп-арта (Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Э. Уорхол, Р. Лихтенстайн), смыкавшегося с приёмами "массовой культуры". Вслед за тем распространились искусство самодовлеющих оптических эффектов оп-арт, концептуальное искусство и различные течения, сводящие творчество к субъективному "волеизъявлению" художника. У молодых художников возрастал интерес к предметности, изобразительности, к политической активности искусства. В начале 70-х гг. возник гиперреализм ("фотореализм"), иллюзионистически воспроизводящий отдельные, подчас случайные фрагменты жизни. В сложных условиях развивались тенденции реализма, представленные гуманистической живописью Э. Уайета и др. К изображению простых людей США обратились Р. и М. Сойер, И. Олинский, Дж. Бичемп и др. Напряжённым социально-критическим пафосом проникнуто искусство А. Рефрежье. В декоративно-прикладном искусстве выделяются мебель и серебряная утварь XVII-XVIII вв., стекло в стиле "модерн" (Л. К. Тиффани). Американский дизайн сформировался в конце 20-30-х гг. под влиянием чикагской архитектурной школы и европейского рационализма (в т. ч. "Баухауза"): он носит в целом коммерческий характер, а его методы часто сводятся к эффектному, броскому оформлению промышленной продукции ("стайлинг"). Дизайнерская деятельность сосредоточивается в специализированных фирмах и в бюро промышленных компаний и предприятий. Среди американских дизайнеров X. Эрл, Г. Дрейфусе, Ч. Имс, У. Д. Тиг, Н. Б. Геддес, Р. Лоуи. Мебель, осветительные приборы и т. д. нередко выполняются по проектам крупных архитекторов (Ф. Л. Райт, Э. Сааринен, Ф. Джонсон).
Литература: ИСиНМ, т. 4, М., 1978; ВИИ, т. 4-6 (кн. 2), М., 1963-66; ВИА, т. 7, 10-11, М., 1969-73; А. Д. Чегодаев, Искусство Соединенных Штатов Америки. 1675-1975. Живопись. Архитектура. Скульптура. Графика, М., 1976; А. В. Иконников, Архитектура США, М., 1979; Современная архитектура США. Критические очерки, М., 1981; Green S. М., American art. A historical survey, N. Y., 1966; Hunter S., Modern American painting and sculpture, 9 ed., N. Y., 1969; Whiffen M., Koeper F., American architecture. 1607-1976, L., 1981. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)