Словарь литературных терминов - неологизм
Связанные словари
Неологизм
Литературный язык особенно богат во все времена неологизмами, которые влились в него широкою волною в ломоносовский период, и Карамзин известен, как преобразователь литературного языка, очистивший его от иностранных слов, галлицизмов, германизмов и проч. и нашедший удачные, точные и быстро прижившиеся русские выражения для отвлеченных понятий. Каждая литературная школа несет с собою новые выражения и слова. В период гегелианства тридцатых сороковых годов литературная речь запестрела вдруг «птичьим языком» «искандеризмов» и т. п.
То же было в шестидесятые годы в базаровско-писаревский период и т. д. Кажущееся засорение речи неологизмами обычно вызывает протесты со стороны ревнителей чистоты языка, вплоть до требований насильственного изгнания нерусских слов, особенно неологизмов, но эта борьба совершенно бесплодная и все опыты искусственного давления на язык ни к чему не приводили. В частности совершенно бесплодны оказывались изобретения новых слов взамен существующих не только со стороны дилеттантов, как Шишков в начале XIX в., но и со стороны знатоков живой речи, как Даль в средине века, или такой писатель, как Достоевский, очень гордившийся изобретением глагола стушеваться, действительно ставшего живым словом, а другое слово, им же пропагандированное — стрюцкий — так и не привилось в литературе. Часто неологизмы режут ухо самым своим фонетическим составом, несвойственным живому звуку русской речи. Но они удерживаются и иногда насильственно входят в состав живой речи, как слова из физики, химии, техники, технологии — телефон, телеграф, полуобрусевший градусник и т. п. или обязательные слова, связанные с государственными учреждениями: совдеп, наркомпрос и т. д. Все эти неологизмы удержатся, пока не будут заменены, или не умрут за ненадобностью, но десятки и сотни других, возникающих в силу живой необходимости и закрепляемых живым непрерывным творчеством языка — шкурники, железка, времянка, мешочник, учредилка, чрезвычайка, танцулька и неисчислимые другие — рассказывают о бытовых явлениях и совершенно нелепо бороться с ними.
Параллельно этому насильственное словотворчество в поэзии лишь редко обогащает литературный язык и все ухищрения Бальмонта или в особенности новейших футуристов от Игоря Северянина до Маяковского и его товарищей обречены на более или менее быстрое забвение. О значении современных неологизмов и словотворчестве см. брошюру А. Горнфельда «Новые словечки и старые слова». Петербург, 1922.
В. Ч.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель
Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского
1925